Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Вчера в 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

» Memento mori. Как говорить с ребенком о смерти
Пн Окт 30, 2017 5:46 am автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 ДДП - дневник детского психолога

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : 1, 2  Следующий
АвторСообщение
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: ДДП - дневник детского психолога   Чт Дек 05, 2013 9:11 am

Иногда наблюдение и впечатление укладывается в формат комментария к теме, иногда - в формат целой статьи, но часто это просто запись в дневнике. Архив записей - http://eprudius.narod.ru/ddp.htm , здесь продолжение.


Последний раз редактировалось: Елена Прудиус (Пн Мар 03, 2014 5:31 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Чт Дек 05, 2013 9:23 am

Вчера состоялась очередная встреча в Ассоциации психотерапевтов и психологов нашего города. В конце ее после обсуждения всех запланированных вопросов наша коллега задала свой вопрос напоследок. Она недавно общалась с эзотериками, которые уверены, что наступает эпоха Матери, и вот сейчас очень важно выстроить этот образ Матери, какой должна быть идеальная мать. И прозвучало множество ответов людей, которые перестали собираться домой, заинтересовавшись новой темой. В разных психологических школах большое внимание уделяется роли матери в жизни человека. И бывают они соответственно "достаточно хорошие", сверхопекающие, тревожные и т.д. А вот идеального образа, похоже, никакая школа не создала. А, может, наука и вовсе не способна на это. Пока слушала мнения и варианты, в голову пришло, как отголоски услышанных когда-то молитв: благодатная, благословляющая, благодарная. Если в нескольких словах, то мне достаточно.
И что еще интересно, у такой матери вырастают благородные дети. Немного необычно думать об этом в наше время...? Мы ведь, думая о детях, в первую очередь желаем им быть здоровыми, счастливыми, успешными, ну, от силы, добрыми. А тут какие-то отголоски давно минувших дней. Но прорвались они сквозь глубину веков не случайно - я так думаю.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Чт Дек 05, 2013 9:26 am

И еще вчера пришли в голову слова, которые возможно, где-то и слышала, во всяком случае, отчасти. Забила их в "поиск", не нашла и пишу, как свои: "Дети - наши лучшие зеркала. Надо почаще в них глядеться".
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Сб Дек 07, 2013 7:35 am

Вчерашние впечатления о поездке в маршрутке заставили пересмотреть стереотип о плохой и неуважительной молодежи. И не только вчерашние. А совпадение все это или оттепель в нашей обыденной жизни, покажет будущее.
Зашла вчера в салон маршрутного такси (высокая иномарка со стоячими местами) с телефоном в одной руке, прилепленном к уху, сумкой в другой, и стала пристраиваться встать поудобнее. Маршрутка двинулась, дрогнула, и я, потерявшая за последние годы навык стояния в общественном транспорте,  стала терять равновесие. Молодой человек лет семнадцати, сидевший рядом, встал и вежливо уступил место. Я села, раздумывая, что, наверное, кажусь ему очень старой из его цветущего сада юности. Хотя в зеркале, вроде, еще ничего страшного не наблюдается. Но ведь со стороны виднее... В таких грустных размышлениях произошла следующая остановка. В салон вошла молодая женщина лет 33, не больше, тоже с телефоном и сумкой, ухватилась за поручень и с началом движения с трудом удерживала равновесие. И, что вы думаете, встает еще один молодой человек, сидевший перед ней, и уступает место. Мало того, еще через остановку в салон вошла дама примерно моего возраста, твердо встала на собственные ноги и держалась практически непоколебимо, просто молодцом, будто все эти годы из какого-то принципа продолжала ездить только в муниципальных автобусах и троллейбусах, причем только стоя. Рядом с ней освободилось место и некий молодой человек, оказавшийся рядом, спросил у непоколебимой дамы, не хочет ли она занять это место. И только получив ее твердый отказ, сел сам.
Плохая молодежь? Нет уж, извините. Но как возникла новая генерация нашей молодежи, психически уравновешенная в сумасшедшем темпе нашей жизни и такая беззлобно-оптимистичная? Возможно оттого, что другой жизни они просто и не знали, да и приспособились к такой, какая есть. А молодость всегда полна энтузиазма и огромного запаса сил. Может, ресурсы души гораздо более мощны, чем может показаться на первый взгляд, и в каждом ребенке мужского пола может прорваться древне-историческая потребность быть сильным и защищающим - любую женщину и любого ребенка...
И, если еще они росли любимые своими родителями, то не просто приспособились, а живут себе так, как и должна жить молодежь - красиво, радостно, полезно. А голубая муть с голубых экранов вовсе не основная тенденция развития нашей молодежи, а искусственное нагнетание кому-то выгодных настроений.
В группе социального риска сейчас находятся их родители - поколение, рожденное в семидесятые-восьмидесятые, из которого дожили до нынешних дней немногие... Они похоронили своих своих друзей и подружек,  сметенных наркотой и внезапно свалившейся на них изобильной, красивой и ночной жизнью, и со временем статистики, возможно, сопоставят эти потери с потерями крупных войн и стихийных бедствий. Именно это поколение образуют сейчас группу высокого риска по различным формам психопатологии, онкологии и ВИЧ-инфекции. Не подростки, которых стало гораздо меньше в последней волне ВИЧ-инфицированных,  а их родители, прошедшие огонь, воду, а вот медных труб не все одолевшие. Все-таки серьезнейшие психотравмы оставляют грубые шрамы на душе и, может, стремление к привычному риску человека, который сегодня жив, а завтра - кто его знает. 
Двадцать лет назад их спасали родители от страшных соблазнов нового времени, а теперь, может, их же должны спасти дети, рожденные в новом мире и имеющие право мечтать о прекрасной жизни, которую они построят для себя, своих детей и своих усталых родителей.
И не верьте, девочки тем, кто говорит, что хороших парней больше нет. Вы просто не там их ищете. А джентльмены новой волны есть, они среди нас. 
Вот что значит "джентльмен" (Википедия) - Слово джентльмен происходит от лат. gentilis, принадлежащий к расе или родне, и англ. man, мужчина. По смыслу английское слово gentleman аналогично французскому gentilhomme, испанскому gentilhombre и итальянскому выражению gentil uomo или gentiluomo. На всех упомянутых языках эти выражения означают хорошо образованного человека из хорошей семьи, члены которой имеют особые отличия, с английского на латинский язык неизменно переводящиеся как generosus, родовитый.


А парни, взгляните на картинки и решите, каким лучше стать.


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вс Дек 22, 2013 11:23 am

Для мальчика с плохими снами только что написала "заговор" для ловца снов. Все, наверное, знают про этот индейский амулет и его предназначение - ловить и удерживать в себе дурные сны, защищая от них спящего человека. Методика основана на могуществе образно-символического мышления ребенка и годится для не религиозных семей. Верующие люди на ночь защищают себя и детей молитвами и благословением.
Однако, если у ребенка уже есть серьезное невротическое расстройство, ждать, пока его родители утвердятся в какой-либо вере, бывает слишком дорого, поэтому приходится использовать по сути дела языческие и магические технологии.
Важно, чтобы для ребенка амулет сделали родители и причитала на ночь мама. Мама мальчика с плохими снами спросила меня: а если ловушка не сработает в первый раз, что ему сказать? Попробуем вот так: ловушка помогает, когда хорошо настроена и вычищена (как антенна), и еще правильно заговорена:

Лови-лови, моя ловушка,
плохие сны с моей подушки,
держи их крепко, не роняй,
и до утра их не теряй.
Я утром встану, отряхнусь,
умоюсь чисто, улыбнусь,
потом наступит добрый день,
плохого сна умчится тень.


Как чистить ловушку? Примерно, как пылесос, вытряхивая ее содержимое в некий контейнер или унитаз. Дальнейшая судьба негативного содержимого может очень интересовать ребенка, с ним можно обсудить наилучшие варианты утилизации ночных страхов: будучи смытыми в унитаз, они в составе сточных вод подвергнутся фильтрации и обезвреживанию, вытряхнутые в форточку, разнесутся ветром по белу свету по молекулам и атомам, сложатся во что-то полезное или красивое. И вообще тут фантазия может работать безгранично, суть в том, чтобы ребенок фантазировал в надежном сопровождении любящих взрослых, а потом занялся реальными насущными делами, освободившись от ночных страхов.



А вот как его делают:


Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Admin
Admin


Сообщения : 1151
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вс Фев 02, 2014 12:22 pm

НЕМНОГО ДОМАШНЕЙ ПЕДАГОГИКИ:
Эти картинки из 1-го номера журнала "Веселые картинки" за 1959 год. Тогда только появились первые телевизоры. И все же не напоминают ли они нам о наших днях разгара эпохи компьютеров и интернета? Может, и не так все сильно сейчас переменилось на самом деле, и все дело в том, о чем этот старый-старый стишок:

Давно окончена программа,
Кричат артисты: Где же мама?
Когда она тебя в кровать
В конце концов уложит спать?


Во все времена дети чем-нибудь очень сильно увлекались и могли потеряться в дебрях своих фантазий, если оставались в одиночестве, даже не уложенные вовремя спать. И во все времена с ними рядом может оказаться мама, папа или еще кто-то близкий, кто не поленится взять его за руку и сказать: "На свете есть еще много чего интересного и полезного, а столько времени проводить за одним занятием вредно для ребенка, мало того, у тебя есть еще кое-какие обязанности - ведь ты не забыл о них? Поэтому не обижайся, а иди со мной". И увести своего ребенка в другую комнату, где уже готово новое занятие.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Сб Фев 08, 2014 5:51 am

Вопрос одной знакомой мамы о выборе школы для сына - будущего первоклассника: "Как Вы думаете, стоит ли при выборе школы осуществлять так сказать "проф ориентацию" ребёнка? Сейчас есть и математические и языковые лицеи, и лицей искусств и спортивные школы. Либо лучше всё же выбрать хорошего учителя начальных классов без дополнительной внеурочной деятельности школы? А самим посещать доп.кружки по желанию?"
И я вспомнила, как два года назад мы решали этот же вопрос, думая о нашем внуке. Вот что тогда получилось и для нас и в рекомендациях для родителей, обсуждавших тему электронной записи будущих первоклассников в школу:
"Первая порция информации - из блогосферы Тольятти (дана без редакции и купюр). «Сегодня с утра великий день для всех родителей первоклассников города Тухлятти! Именно сегодня с 8-00 открыта запись в первые классы школы через интернет. Как обычно у нас, все происходит наперегонки, причем бег идет или на месте, либо в сторону заднего прохода»,- жестоко, но справедливо комментирует популярный тольяттинский жж-блоггер obsserver широко разрекламированный ранее процесс записи тольяттинских первоклассников в школы через интернет, запущенный сегодня, 2 апреля, в 8 утра.
Читать тему полностью - http://www.tlttimes.ru/blog/teach/12158.html

А дальше мой комментарий бабушки-психолога:

Даже если вы сегодня сильно расстроились и не пробились на виртуальную и реальную запись, взвесьте ситуацию еще раз.
Как психолог, я знала, что на самом деле нужно для ребенка от школьной системы образования:

1. Получить хороший старт социализации: школа это уменьшенная модель социума, в общих чертах отражающая его особенности; если ребенок успешно адаптируется в ее стенах, это служит реальной подготовкой для жизни в более широком социуме. Вывод: школа должна быть реальной, достаточно открытой системой.
2. Основная задача начальной школы (это давнее открытие педагогической психологии) - сформировать положительную мотивацию на процесс учебы и общения со сверстниками и педагогами и научить ребенка учиться, т.е. обрабатывать полученную информацию.
3. Дать основы гармоничного всестороннего развития ребенка.
Дальше - я посоветовалась со старыми учителями и директором одной из лучших школ города (скажем так, всегда можно найти лазейку и "сунуть" ребенка в престижную ячейку образовательной системы). Их единогласное мнение (для своих хороших знакомых) - ребенка нужно отдавать в обычную среднюю школу, лучше по месту жительства, предварительно познакомившись с учителем. Конечно, учитель должен иметь хорошую репутацию. А дальше в зависимости от развития способностей и склонностей ребенка можно будет думать, в какую специализированную школу отдавать его с пятого класса, и не раньше, потому что актуальные способности ребенка становятся явными около 10-11 лет.
И мы, поколебавшись между лицеями, на семейном совете решили, что отдаем нашего мальчика в обычную среднюю школу по месту прописки, которая имеет средний нормальный рейтинг, с другими детьми из садика (куда он и стремился). А на "развивалки" будем водить дополнительно. А там жизнь покажет, что делать дальше.
Школьная судьба ребенка более всего зависит не от престижа школы и образовательной программы, а от того, как сложатся отношения родителей с учителем: именно это определяет настроение ребенка и его первичную учебную мотивацию. Если будем строить мосты, а не воздвигать стены, и стараться любой конфликт перевести в продуктивный, то это будет главное, что мы должны сделать для своего любимого ребенка.

Прошло два года - наш Владимир учится во втором классе уже другой школы по новому месту жительства. Это хорошая школа со спортивным уклоном, и наш мальчик с удовольствием занимается и общими предметами, и положенным здесь, а также дополнительным каратэ, и танцами и плаванием. А школьный дебют в предыдущей школе ему очень помог, потому что он благополучно состоялся. У Вовы и у нас осталась очень хорошая память о его первой учительнице Елене Павловне и самом первом классе. А дальше ведь все гораздо легче, если правильно взято направление и темп.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Семейные ценности против семьи?   Вт Фев 25, 2014 7:02 am


Моя коллега предложила для обсуждения статью А. Шадриной на стене нашей группы ВКонтакте http://vk.com/club37813579?w=wall-37813579_994%2Fall : "Традиции. Семья. Мужская, женская роль. Сохранять, беречь или менять? Интересная статья, поднимающая очень актуальные вопросы и дающая смелый взгляд на вещи, которые нам кажутся очевидными, потому что мы в этом живем.  Ссылка на статью "Семейные ценности против семьи" - http://makeout.by/2014/02/12/semeynye-cennosti-protiv-semi.html
  Прочитала, не смогла остаться равнодушной, т.к. статья очень яркая и профессиональная, моет увлечь и ввергнуть в отвлекающие от дела сомнения.
 Смелый взгляд отрицать все подряд, называя мифами суть человеческой природы, ни разу не ссылаясь на веками сохраненные культурные источники? Таких отрицателей уже было предостаточно, вот с созидателями труднее. Кто помнит историю о женах декабристов, последовавших в ссылку за мужьями-бунтарями, у того нет нужды глубоко обдумывать подобные проэнтропийные "шедевры". Однажды я прочитала статью известного антрополога о некоторых параллелях с этологией, наукой о поведении животных, в которой автор приводил достоверный факт из жизни слоновьего стада. В спокойное время нередко вожаком стада является самка, но в трудные времена (засухи или иного катаклизма) вожаком всегда становится самец. В человеческой культуре лишь Орлеанская дева явилась исключением из правила мужской природы военачальников. С архетипической точки зрения мужчины чаще всего являются носителями роли Героя (который просыпается иной раз только в годину настоящих бедствий, как Илья Муромец), а женщина - созидает своей утробой и всей своей сутью, строит мир вещей ежедневно и ежечасно, придавая нашей вселенной качество стабильности.
 В индийской мифологии ей отводится роль шакти, силы, мощи, без которой мужское начало не имеет самостоятельного смысла. Оба начала не имеют смысла, взятые по отдельности, не стремящиеся к гармоническому единству.
 Конечно, психология открыла факт существования в натуре каждого из нас зачатков и мужского и женского, в мужчине живет его Анима, а в женщине - ее Анимус, и эти идеальные образы всегда стремятся обрести плоть в реальном человеке, являясь своего рода затравкой не нами придуманных союзов.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пн Мар 03, 2014 5:24 am

Вчера в гостях наблюдала сцену с участием очень активного трехлетнего Ромы. В доме собралась родня, и кроме мальчика Ромы был еще еще двоюродный старший брат и две маленькие сестрички семи месяцев от роду - родная и двоюродная. Двоюродную Сонечку мама укладывала в спальне, а Рома носился по всей квартире со скоростью звука. Его пытались увещевать разными способами, ни один из которых не действовал, наконец, решили поймать на слове и спросили: "Ты ведь любишь Сонечку?", подразумевая услышать его утвердительный ответ и тут же быстро добавить, что если он ее любит, то должен тихонько посидеть, пока она спит.  Но Рома, словно учуяв ловушку, тут же ответил "нет" и убежал. На слове его поймать не удалось, и оставшееся время, пока малышка Соня спала, Рому ловили чисто физическим образом, если, конечно, успевали. Он радовался - раскрутил этих взрослых на догонялки!
 А потом, когда Сонечка проснулась, он время от времени подбегал к ней и гладил ее по головке и брал за ручку, словно на свой лад извинялся перед ней за вынужденную ложь. Это было похоже на молчаливый детский сговор. Они, конечно, очень маленькие и слабые по сравнению с нами, но у них есть масса мелких способов одурачивать нас на каждом шагу, добиваясь того, что им необходимо, если мы не желаем идти навстречу по доброй воле.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вт Мар 04, 2014 7:55 am

Дискуссия на тему православной психологии в нашей группе ВКонтакте


Коллеги, абсолютное, можно сказать, большинство из них, настроены к православной психологии, скептически, к счастью, цивилизованно и не ругательно, так что нет нужды в эвфемизмах. Это естественно, поскольку вся наша отечественная психологическая наука и школа находятся на стадии бурного и стихийного развития.
Вчера один коллега оставил в теме http://vk.com/topic-37813579_26513697?offset=20 сообщение: "Само понятие "православная психологи", а тем более "православная психотерапия" - это, на мой взгляд, оксюморон. Специалист сразу же теряет свою независимую позицию и становится ангажированным. Это не психотерапия, это мессианство, обращение в правильную веру и т.д. Но задачи психотерапии совсем другие. Как-то в Новосибирске состоялась конференция психологов и религиозных деятелей, которые нашли точки соприкосновения в том, что религия спасает душу, а психотерапия её лечит".
Эта четкая формулировка моего коллеги помогла сформулировать собственное понимание православной психологии и ее целей и задач.
Что такое "независимая позиция специалиста"? Как может быть человек ни от чего не зависим? Он все равно живет в той или иной парадигме, своей картине мира, даже если почитает себя независимым, тем паче атеистом. Интересная дискуссия на эту тему у Честертона в романе "Шар и крест". Нельзя безнаказанно отрицать реальность духовной вертикали в жизни и душевном здоровье человека. Хотя это довольно хорошо получается, пока человека жареный петух в темя не клюнет.
Что же касается соотношения спасения души и ее лечения, представим себе любую ЧС, в которой человека сначала надо спасти из-под завалов или воды или пламени, и потом уже лечить. А в других ситуациях люди, как правило, не обращаются за помощью ни к Богу, ни к психотерапевту. Моя первая медицинская специальность анестезиолога-реаниматолога подтверждает эту позицию.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пт Мар 28, 2014 11:11 am

Вот что бывает, когда мамы перестают нервничать и снижают обороты, поворачиваясь к своему ребенку. Это два случая за вчерашний день. У наших друзей сын Георгий 10 лет очень вырос за какие-нибудь полгода и пребывает в чрезвычайно растрепанном состоянии - несобранный, рассеянный, сшибает углы, не слышит родителей, где-то витает, в школе почти перестал учиться. И врет на каждом шагу, потому что за все наказан. Мама в отчаянии его спрашивает: "Георгий, ты когда врать перестанешь?" Сын, немного подумав, ответил: "Когда ты похудеешь". Мать не сочла эти слова дерзостью и спросила: "А на сколько килограммов мне надо похудеть?" (К слову надо сказать, что она после вторых родов набрала много лишнего веса и сама очень хочет похудеть, только все никак не соберется). Сама решила, что на пять кило хотя бы. Сын обрадовался, и она почему-то тоже. Получается, сейчас у них обоих есть совместная цель - улучшить свою жизнь - ей похудеть, а ему меньше врать. А с хорошим попутчиком любая дорога становится легче.
Вите девять лет, и он настоящая головная боль для своей мамы (если забыть о том, что в ее телефоне он записан, как "радость моя"). От его непослушания мама заводится с полоборота и взрывается как петарда. Вот и вчера она сказала ему собираться в поликлинику, а он начал выкаблучиваться, что не сейчас, а потом лучше они пойдут. Мама немного промедлила, взяла себя в руки и спросила: "А ты можешь мне что-то взамен предложить?" И разложила ему свой план по косточкам - почему именно сейчас, а не потом. Сын призадумался и сказал, что ничего другого он не может предложить и придется собираться сейчас. И пошел собираться. Вот такие вчера произошли истории.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пт Июн 20, 2014 9:01 am

Пишет мама двух мальчиков, старший (7 лет) стал воровать деньги, ни кнут ни пряник не помогают. Признается, что больше внимания уделяет младшему, т.к. у него проблемы со здоровьем. Ситуация классическая: двое маленьких детей с практически одинаковыми ведущими потребностями (в ласке, внимании, безопасности, защите). Старший вот-вот должен выйти на следующую ступень взросления и стать маминым помощником, но не тут-то было - не дает покоя "счастливый" соперник. В кавычках потому, что для малыша было бы намного лучше иметь более счастливого, а значит, и более щедрого и более игривого старшего брата. Что делать маме? И снова на свет Божий выглянула прошлогодняя сказка, которая родилась почти одновременно с внучкой. Тогда ее старший брат вдруг решил, что теперь все любят только его сестренку, а он никому на свете больше не нужен. Его отчаянию не было границ, пришлось срочно отослать к нему маму (а малышку взял на руки папа), а бабушка (ваша покорная слуга) отправилась сочинять эту историю. Что помогло в ликвидации последствий нашего стихийного семейного бедствия, не берусь судить - похоже, все вместе. Чему больше поверил внук больше - маминым словам или сказке - трудно судить. Лучше, если в жизни ребенка есть и то и другое: сказка воспринимается беззащитно, всем сердцем, а слова, идущие от первого лица, даже и мамины, тщательно фильтруются и проверяются. Так уж устроена детская душа.
А вот и сказка с некоторыми комментариями (скопирована из моего архивного сайта):

Домик маминого сердца

Витя уже большой мальчик. Он недавно пошел в первый класс, ему нравится учиться в школе, у него там друзья из садика и появилось еще много новых друзей. В общем, вполне замечательная жизнь. А еще у него скоро будет сестренка. Или, может быть, братишка… Это было бы гораздо лучше – так думает Витя. К сестренке он как-то не готов. С девчонками неинтересно. Только две из них самые лучшие. Но Катя уехала в другой город с родителями, а Любаша живет в деревне, куда Витя приезжает только летом.

Недавно Витина бабушка заметила, что мальчик стал нервничать и капризничать, как маленькая ляля, и цепляться за маму на каждом шагу. Маме, понятно, и без этого, нелегко, так что Вите иной раз достается. Бабушке жалко мальчика, ведь это так понятно, что, когда твоя жизнь меняется, никто точно не знает, лучше или хуже она станет.

Один раз, когда Витя пришел к ней со сдвинутыми бровками и явно едва сдерживал слезы, бабушка поцеловала его в теплую макушку и сказала:

- А у меня есть для тебя сказка, старая-престарая.

- Как ты? – спросил Витя, подняв на нее большие и грустные голубые глаза.

- Нет! – бабушка засмеялась, - гораздо старше, – я еще была совсем маленькой девочкой, когда эту сказку мне рассказала моя бабушка. Она мне тоже тогда казалась ужасно старой. Так вот, слушай…

В одной далекой стране много лет тому назад жил-был мальчик по имени Фай. Прекрасный во всех отношениях мальчик, и жил он в большом и красивом доме, в котором была у него своя собственная комнатка, очень уютная, теплая, но не жаркая, мягкая, как кроватка. Мальчик Фай так любил свою комнатку, что даже гулять уходил с неохотой – а вдруг он вернется, а его комнатки нет, как не было. Но время шло, и комнатка росла вместе с ним.

Витя, я должна открыть тебе обычай этой страны – там дети жили в сердце своей мамы – а, если мама любит своего ребеночка, то ее сердце росло вместе с ним. Вот и Фай жил в сердце своей мамы и был очень счастлив, пока не узнал, что у него скоро будет сестренка… Он подумал, что это, конечно, хорошо, ведь у других мальчиков есть сестренки и братишки, конечно, не у всех, и неизвестно еще, кому лучше, а кому хуже…. Но, главное, о чем он переживал, хватит ли ему места в мамином сердце, не придется ли отдать свою милую комнатку неизвестной сестренке, а самому скитаться во мраке и холоде неизвестно где…

Конечно, его мама сразу заметила, что с Фаем что-то не так, она ведь очень его любила. И она спросила сына:

- Милый Фай, а ты заметил, кто живет с тобой по соседству, в других комнатках?

- Да, мамочка, я знаю, – там живет папа, и бабушка, и моя тетя.

- И у каждого из них есть своя собственная комната, и они у них навсегда, никто не сможет занять их место, и твое тоже. Для твоей сестренки у меня тоже есть хорошенькая маленькая комнатка, как раз для нее, и она будет рядом с твоей, через стенку. Хочешь, покажу?

И мама повела своего сына в сестренкину комнатку. Фаю она очень понравилась – там была крошечная кроватка и яркие погремушки, и бутылочки с сосками. Да, она очень миленькая, но его комната все же гораздо лучше!

Он обнял свою маму и побежал играть на улицу с другими мальчиками и даже девочками.

- Да, бабушка, вот так история! А я думал, что в сердце только 4 комнатки – так в энциклопедии нарисовано.

- Так то в энциклопедии, а в жизни в нем столько комнаток, сколько нужно, и у каждого любимого человека есть своя.

- Значит, у меня своя, а у сестренки будет своя?

- Конечно, Витя, и для меня там тоже есть комнатка, - и бабушка снова поцеловала своего дорогого внука в светлую макушку и заглянула в глаза, которые теперь были удивленными и радостными.



© Елена Прудиус, 2012.


А еще вы можете нарисовать вместе с ребенком мамино сердце, что-то вроде такого, как на рисунке, разрезать его как пазл и снова сложить. Если ребенок захочет склеить элементы, стоит ему подсобить. Это вариант рисунка семьи, он несет программирующее содержание для жизни семьи.

Конечно, у мамы могут быть проблемы, иногда очень большие с восприятием понятия "семья". Не у всех жизнь в родительской семье сложилась удачно, не все вынесли из детства позитивное мироощущение. Поэтому рисовальный этап знакомства со сказкой можно разделить на два блока: ребенков и мамин. Пусть ребенок рисует сам, как ему хочется, ему можно оказывать помощь, если он не справится сам, например, с формой сердца или составом семьи и спросит маму, кто еще есть в ее сердце.

А маме есть смысл порисовать свое сердце и его обитателей и подумать над этим, когда ее никто не отвлечет и не спугнет, снова прочувствовать свое детство, попробовать переоценить его заново, с позиции благодарности жизни за то, что она ей дала в лице родителей и других членов семьи. Если это сумеет мама, ее ребенок тоже это сможет когда-нибудь. Своими главными привычками дети заражаются от своих родителей.


http://eprudius.narod.ru/my_page/skazky_moi21.htm
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Чт Июн 26, 2014 8:15 am

24. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? 25. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
(Рим., 98 зач., VIII, 22-27) - из сегодняшнего чтения Св. Писания.

Нам хочется верить в помощь, близкую к нам и видимую - отсюда большая популярность и всенародная любовь к детективам, гениальным сыщикам и супергероям, агентам ФБР, честным и бесстрашным ментам. Отсюда вера в "хорошего" врача, который спасает. И т.д. Все эти персонажи соответствуют архетипу Спасителя из области коллективного бессознательного, открытого К.Г. Юнгом. Но любой супергерой из реальной жизни может дать сбой, любой врач может допустить ошибку, порождая в нас очередное разочарование, ведь наша вера в них это всего лишь вера в другого человека. Она всегда не слишком надежна, и даже преданные нам родители и другие любящие нас однажды покидают нас, уходя в мир иной. Что же остается нам, как не вера в невидимого Спасителя и надежда на Него? И разве это не прекрасно, что нам достаточно лишь допустить самую возможность получения такой помощи и поддержки, и мы уже не одиноки даже в самом отчаянном положении?
 Что же может сделать мать для своего ребенка больше, чем мать Алеши Карамазова из романа Достоевского: "   он запомнил один вечер, летний, тихий, отворенное  окно, косые лучи заходящего солнца (косые-то лучи и запомнились  всего  более),  в комнате в углу образ,  пред  ним  зажженную  лампадку,  а  пред  образом  на коленях, рыдающую как в истерике, со взвизгиваниями и вскрикиваниями,  мать свою, схватившую его в обе руки, обнявшую его крепко до боли  и  молящую  за него богородицу, протягивающую его из объятий своих обеими руками  к  образу как бы под покров богородице..."

 Раннее детское впечатление всегда бывает сильнейшим, чем все последующие, и материнская вера вела и дальше Алешу по всей его жизни, будто матушка все еще была с ним и защищала от всех искушений, несчастий и бед. Боюсь, никакая психотерапия, если только она не опирается на веру в промысел и волю Божью, не в состоянии помочь утратившему опору человеку.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вт Июл 01, 2014 5:58 am

Достоевский писал: "Ранящие душу ребёнка воспоминания предстоит «непременно искоренить, непременно пересоздать, надо заглушить их иными, новыми, сильными и святыми впечатлениями".
 Можно ли лучше описать принцип психотерапии ребенка и его психотравмы? Ведь мы как земля, или заглушенная сорными растениями, или освобожденная от них и засеянная зерном и цветами. Душа ребенка все время его роста растет и меняется тоже, и в наших силах насаждать ее добротой и любовью, очищая слезами и молитвой от прожитого горя.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Сб Июл 05, 2014 10:22 am

"Когда же надо крестить ребенка?
В воцерковленной семье – как можно скорее, в первые же месяцы жизни малютки. В семье невоцерковленной… в невоцерковленной семье родители должны сами воцерковиться, иначе зачем креститься ребенку, если он все равно духовно погибнет вне Церкви? Слишком нежен цветок веры, не растет он на камне, чахнет в тернии и воруется дьяволом, будучи посеянным при дороге".

Источник: http://www.pravmir.ru/snachala-ponyat-pochemu-rebenok-ne-hochet-krestitsya/#ixzz36aCWkRV8
(из статьи "Сначала понять — почему ребенок не хочет креститься". Ребенок, который отказывается креститься, ужасно одинок. В его душе пустота, в том месте, которое святыми отцами называется сердцем". 05 июля 2014 г. Дискуссия в обществе, толчком к которой стала нашумевшая видеозапись из Греции, продолжается на страницах «Правмира». Напомним, что на видео, размещенном в сети, греческий священник отказался крестить девочку из-за её несогласия. На вопрос, как должны поступать в этой ситуации священники и родители отвечает протоиерей Андрей Ефанов).

Мои дети однажды поразили меня - семилетняя Анюта и пятилетняя Настя подошли и попросили крестить их. Я догадалась тогда, что это произошло под впечатлением от Анюткиной учительницы, Татьяны Тимофеевны, которая рассказала им о Боге в те, еще доперестроечные времена. Сама я была некрещеной, выросла в интеллигентной семье атеистов, во всяком случае, кроме маминых и бабушкиных восклицаний "О, Господи!", ничего о боге и вере не знала. Но, когда ко мне подошли мои дочки и твердо попросили крестить их, была настолько поражена их намерением, что просто не смогла отказать. Не помню, как все это устроилось, сохранилось лишь смутное воспоминание о нас троих - я и дочки в полумраке церкви, стоящие рядком перед священником (муж, их отец был крещен в детстве верующей бабушкой тайком от сына-парторга местной ячейки). На этом наше воцерковление прервалось на много лет, оставшись каким-то необходимым таинством, неким столбом, вовремя забитым. Прошло более 20 лет хождения вокруг да около церкви с редкими поползновениями вовнутрь со слезами, свечками и неумелыми молитвами, но то бабка церковная неприветливо взглянет и одернет, то служба слишком долгая и ноги устали, то пост выдержать невозможно (да и зачем?). Видимо, все приходит к человеку в свое, индивидуальное время, и по своему, очень вескому поводу. И вот я, насмотревшись на маленьких, но уже духовно опустошенных, безблагодатных детей (конечно, это не все мои знакомые и клиенты, но достаточно и малой доли из них), не умом, а сердцем почувствовала, что не только психологией и педагогикой с медициной помочь нужно помочь ребенку расти, а, в первую очередь взлелеять в нем искру Божию; она одна всегда, в любом обстоянии, укажет путь выхода из беды, направление движения от малого света к большому, а все науки полезны в обеспечении правил этого движения в нашем мире. Ну, например, психология помогает понять и священнику и родителям, почему малыш трех лет может сопротивляться всему на свете, в том числе и крещению. Знаете ли, возрастного кризиса никто отменить не может, и его надо учесть и в мирской жизни и церковно-приходской.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пт Июл 18, 2014 11:55 am

Присоединилась к семье старшей дочери и наблюдала интересное событие.
8 июля, в день покровителей семьи Петра и Февронии в Тольятти состоялся первый в истории города парад колясок. Смотрите, радуйтесь вместе с участниками и зрителями и, возможно, второй парад пройдет при еще большем скоплении талантливых и любящих родителей и их детей. Конечно, обращает на себя внимание тот порядок, в котором вызывались победители на сцену, преобладали в общем совсем не детские и даже не семейные сюжеты - пиратский корабль, ночные фурии, акула, танковая дивизия, патруль ДПС... Видимо, это отголосок чрезвычайных ситуаций, в которых мы сейчас живем. А дитя в коляске нуждается не столько в ярких и "прикольных", сколько в мирных и созидательных сюжетах - об этом стоит знать и помнить молодым и опытным родителям. Иногда фантазия креативных родителей доводит их до настоящего абсурда: наши дети, готовясь к участию в параде колясок, нашли фото уже состоявшихся парадов, в числе которых был обнаружен сюжет из египетской культуры: фараон с фараонихой и коляска в виде ... пирамиды с младенцем внутри (мумия??!!!). Конечно, я не смогла удержаться от психологического анализа события. Надо учитывать его мощное программирующее значение для детей первых лет жизни, роль, им предназначенная, может иметь важное значение в их судьбе. Кем видят ребенка родители - мумией, куклой, ночным чудовищем, принцессой или пчелкой? Буйной Машей, веревки вьющей из своих многострадальных медведей? Возникает, конечно, вопрос: так когда же все-таки можно без опаски поприкалываться и покуражиться, попробовав не только позитивные сюжеты? С точки зрения психологии наиболее импринтный (впечатывающий события в личность и судьбу ребенка) - до пяти лет. До этого возраста формируются его основные ведущие программы, а после - все новые сюжеты, сюжетики и роли ложатся на прочный фундамент личности как косметическая отделка, штуратурка или сайдинг, которые не сложно поменять. Поэтому я бы посоветовала устроителям парада грудничковых мероприятий наперед лучше продумывать номинации и перечень желательных для карапузов сюжетов. Простите за профессиональное занудство.

(с) Елена Прудиус, 2014.

Адрес видео ВКонтакте - http://vk.com/eprudius?z=video22232808_169519422

и парочка фото:



Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пт Июл 18, 2014 12:08 pm

Для сравнения видеорепортаж из Кременчуга, состоявшийся в те же дни -


 Не правда ли, на глазок побольше сюжетов мирных и созидательных? Хочется верить, что в них и содержится истинная воля народа, его молодого поколения, желающего для себя и детей мира, а не ужасной братоубийственной войны, может, только благодаря этому и будет положен ей конец. Во всяком случае просвет парада очевиден.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пт Июл 18, 2014 1:03 pm


Не могла сегодня не вспомнить монолог профессора Преображенского о разрухе в головах - это к тому, что мы все сейчас находимся под давлением почти непереносимой даже для зрелых людей информации (уже не только война в Украине, это и катастрофа в московском метрополитене с многочисленными жертвами, это и крушение Боинга 777, унесшее жизни почти 300 человек, из них 80 детей), вносящей эту самую разруху в наши головы. Любой нормальный человек в первый момент получения такой информации испытывает шок, стресс, который может тут же перейти в дистресс и срыв всех приспособительных механизмов психики, обрушиться в пропасть паники. По-моему, профессор просто и точно обозначил лучшую позицию каждого из нас в подобных ситуациях - в ситуации стресса необходимо мобилизовать себя на важную и актуальную деятельность, заняться делом, и каждому - своим. В психологии и психотерапии эта позиция соответствует созданию сильной позитивной мотивации, мобилизующей личность, в результате взрослый человек становится таким, каким  и должен быть - сосредоточенным, ответственным, победившим страх. Вспоминаю взрыв тольяттинского автобуса 2007 года, когда в первые минуты  испытала сильнейший, до тошноты, ужас от первой мысли, что там могла быть моя дочь, которая немного раньше и другим транспортом ехала в том же направлении, и от второй, что люди, ходившие рядом по тем же улицам, погибли в муках, и полсотни раненых... Выход нашла только один - идти туда работать, по своей специальности, в режиме ЧС. И пошла трудиться в больницу под начало своей коллеги из МЧС, с детьми, пострадавшими в ЧС. На работе нельзя было распускать нюни, поэтому утром я "рисовала" себе лицо, хотя косметикой почти не пользуюсь, и шла, сохраняя это лицо в течение всего дня. А дома оплакивала погибших - от этого не возможно было никуда деться. Но эти слезы уже не могли разрушить меня, мобилизованную на важную работу. И не знаю я лучшего способа справляться с бедами, кроме работы. Так же поступили многие мои коллеги - в Тольятти, потом в Крымске, Волгограде...
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Пн Июл 28, 2014 9:11 am

Вчера, 27 июля, был день военно-морского флота в России. А сегодня был день совпадений. Потому что искала материал о воинах-иноках Пересвете и Ослябе, и узнала, что они являются святыми покровителями российского военно-морского флота.
 А зачем мне понадобились иноки-воины...
 В двух словах об этом не рассказать, придется описать то, что увидела и от чего очень расстроилась. Увидела я дерущихся мальчишек. С одной стороны - эка невидаль - мальчишки дерутся, с другой - а ведь КАК они дрались. После выяснения отношений на словах стая мальчиков дружно сорвалась с места и начала бить одного. Впрочем, они почти сразу унялись, о чем-то еще потолковали, а потом побитый мальчик уже дрался один на один с мальчиком из стаи, хотя, пожалуй, теперь можно было сказать, из отряда. Потом я спрашивала этих ребят, почему они налетели все на одного, и мне ответили, что тот, одиночка, обижал их друга, и они договорились разделиться на две группы: за него и за того парня, и поединком между группами выявить победителя. За обидчика, как оказалось потом, никто не пошел воевать, потому и налетели на него все разом.
Мой собственный детский опыт наблюдения за поединками и участия в них был вполне девичий: летом в деревне мы вдохновенно мерились силами прямо посреди улицы и на кулачках, а в школе давали сдачу портфелем (полным учебников). Помню, что после этого второй раз никто меня обижать не пытался. Дрались лет до двенадцати, примерно до той же поры имели сбитые от беготни коленки, а с этого возраста вдруг что-то щелкнуло, зажили разбитые коленки, остановились летящие портфели, и почти все стали влюблены в кого-нибудь.  
Потом вспомнила недавнюю историю, как девочка увлеченно и ожесточенно лупила мальчика-ровесника, пинала ниже пояса и потом лежачего. Не хотелось бы смешивать драки мальчишеские и с участием девочек, но тут ничего девичьего вовсе не осталось. А еще вспомнила, как старший мальчик пинал лежачего младшего за то, что тот "достал" его.
Но не смогла припомнить подобных этим картин из своего детства, может, просто мне не попадались, зато хорошо помню неписаные правила дворовой жизни: нельзя бить ниже пояса и лежачего, и двоим на одного нападать. Мы были детьми послевоенной эпохи, страна едва успела оправиться от Великой Отечественной, и у нас на слуху почти все время были слова: "Пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная, священная война". С этими словами мой отец шел в бой, с этими словами наша армия освобождала свою Родину, Европу, брала Берлин. Мы выросли под влиянием определяющих нашу жизнь эпитетов "благородная" и "священная".  Но, видно, не смогли передать их дальше по эстафете детям и внукам... И вот тебе никакого благородства не видно в нынешних стихийных детских "разборках".
Стала тогда мальчикам рассказывать, как раньше бились русские воины, про Пересвета с Ослябей вспомнила на поле Куликовом, как уделал Пересвет мощного Челубея мамайского, сам пал в бою, зато избавил от смерти неминуемой множество своих соратников. А потом сошлись рати Донского Дмитрия и Мамая в смертном бою, и победило русское воинство в тяжком кровопролитном бою.
И вот что интересно - оказалось, что у мальчишек в точности наоборот получилось - сначала рать с ратью столкнулись, да оказалось, что рать-то с одной только стороны обозначилась, и лупят они одиночку, и уж потом два богатыря сошлись в честном поединке.
Обсудили мы с мальчишками ход их военных маневров, вроде, поняли друг друга, с чего их предки всегда начинали выяснение своих отношений. Но это все о кулаках.
Было еще кое-что. Ту девочку, которая лупасила мальчика ниже пояса, я тоже давно знаю, и с мамой ее после того встретилась, но не специально, а случайно. Не знала я, если честно, как ей рассказать о дочкиных подвигах, чтобы дочку не истребили воспитанием. И говорили с ней о том - о сем, о детях вообще, о жизни, какой она у них будет. И тут у мамы вырвалось: да в этой жизни надо зубами себя защищать и не ждать, пока тебя затопчут! Вот откуда выросли ноги дочкины пинучие. Спорить с убежденным человеком я не стала (опыт показывает - это бесполезно), просто отношения стали сами собой угасать.
С детьми обычно легче договориться, чем со взрослыми, и я решила познакомить близких мне детей с кусочком истории, причем, с далеких библейских времен, когда победил будущий царь Давид чудовищного Голиафа в неравной схватке, когда должны были схватиться армии Израиля и филистимлян. Юный Давид был младшим сыном Иессея, он пас отцовские стада, и не помышлял ни о чем другом. Вот как описан его подвиг в книге "Вавилонская башня и другие древние легенды" под редакцией К.И. Чуковского:
"Пришёл туда Давид, видит: стоит на одном краю долины войско Саула, а на другом —войско филистимлян. Стоят войска, глядят друг на друга, никто не вступает в бой.
Ту т выходит из рядов филистимлян могучий великан по имени Голиаф. Держит он в руке железное копьё, на голове у него сверкает медный шлем, на руках—медные налокотники, на груди—медный панцирь, на ногах— медные поножи. А впереди идёт мальчик-оруженосец, из последних сил тащит тяжёлый меч Голиафа.
— Эй, пастухи иудейские!— кричит Голиаф, а горное эхо вторит его словам.—Най­дется ли среди вас храбрец, который посмеет сразиться со мной? Если он победит меня, то мы, филистимляне, уйдём из вашей земли. А если я убью его, то станете вы наш­ими рабами. Ну, кто смелее всех—выходи! Я отдам твоё тело на растерзание зверям и птицам.
Молчит войско Саула. Молчит сам Саул. Молчит его сын Ионафан. Нет никого, кто решился бы выйти один на один со страшным великаном.
—Вы так же трусливы, как ваши овцы!— насмехается Голиаф.
—Ха-ха-ха!— смеются филистимляне.
«Ха-ха-ха!»—повторяет горное эхо.
Подошёл Давид к братьям, отдал им лепёшки и мешок с зерном и спрашивает:
—А что дадут тому, кто сразится с Голиафом и победит его?
И отвечают братья:
—Тому, кто победит Голиафа, царь Саул отдаст в жёны свою красавицу дочь. А зачем ты пришёл? Уходи сейчас же отсюда, здесь ротозеев не любят.
— Я пришёл не смотреть на сражение, а сражаться,— ответил Давид.—Вот возьму и выйду против Голиафа.
Услышали это люди, побежали к царю Саулу и говорят:
—Нашёлся смельчак, который хочет биться с Голиафом.
—Позовите его ко мне!— приказал Саул.
Привели Давида к Саулу. Посмотрел на него Саул и говорит:
— Ну куда тебе сражаться с Голиафом? Ты еще слишком молод, а Голиаф опытный воин. Он с юных лет привык владеть оружием.
И ответил Давид:
— Царь, позволь мне сразиться с Голиафом! Ты прав: оружием я не владею. Но я с детства охраняю стада. Бывало, медведь нападёт на наших овец, а я догоню его и вырву добычу прямо из пасти. А если лев набросится на меня, возьму я его голыми ру­ками за гриву, ударю об землю и убью. Я верю, что убью Голиафа, и ты поверь мне.
—Что ж,— сказал Саул,—я верю тебе, иди. Дайте ему моё оружие.
Надел на Давида шлем Саула и его панцирь, дал ему щит Саула и его меч. Обрадовался Давид: «Вот теперь я настоящий воин!» Хотел он даже сплясать от радости, да слишком тяжелы были для него меч, щит и броня. Сделал Давид несколько шагов, гремя тяжёлыми доспехами, и говорит:
—Не по мне такая одежда, я к ней не привык.
Снял он с себя шлем, панцирь, положил рядом с ним меч и щит, а вместо всего этого надел белый плащ, взял свою дорожную котомку, бросил в неё пять круглых камеш­ков, обточенных водою ручья, сделал петлю из кожаного ремня. А в другую руку взял свой посох и пошёл навстречу Голиафу. Увидел его Голиаф и расхохотался:
— Иди сюда, мой маленький! Иди сюда, мой белый барашек! Я насажу тебя на это копьё, как ягнёнка на вертел! А где же твой меч? Где твой щит? Как ты будешь со мною сражаться?
— Не с мечом я иду и не со щитом,— закричал Давид Голиафу,— а иду я с именем моего народа в сердце! Я иду в бой за правое дело. А правда сильнее меча и острее копья.
Ту т разглядел Голиаф, что несёт с собой Давид, и разозлился:
—Ты , мальчишка, идёшь на меня с палкой и с камнями, будто я собака!
—Ты хуже собаки!— закричал Давид.—Ты разбойник!
Вложил он камень в кожаную петлю, начал быстро-быстро вращать её и выпустил камень из пращи. Со свистом вылетел камень и угодил прямо в лоб великану. Рухнул Голиаф на землю, загремели его доспехи, и от ужаса застонали филистимляне, а горное эхо повторило их стон.
А потом поднялось над войском филистимлян облако пыли. Рассеялась пыль, и увидели воины Саула, что на том краю долины нет ни одного филистимлянина, все они ускакали прочь".

А потом можно рассказать ребятам о битве Пересвета и Челубея, вот отрывок из текста о Куликовской битве:
"Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергiй ”вместо тленного оружие нетленное: Крестъ Христовъ нашит на схимахъ. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божiй: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение. Князь же великий Дмитрий Иванович возвеселился сердцем, но не сказал никому об этом. Святой старец напутствовал его: ”Иди ко граду Москве!” И пошел он, взяв, как некое сокровище некрадомое, благословение от старца. Так Пересветъ и Ослябя оказались в русском войске, не по своей воле токмо, а по Промыслу Небесному, Божией воле, ибо святые старцы, как духоносные пророки, от себя ничего никогда не делают".
 Вот здесь полный и очень интересный текст, вполне доступный детям даже младшего школьного возраста с небольшими комментариями взрослых - http://www.starosimonovo.ru/battle/

 Остается прицепить к этой заметке видео - о битве Давида и сражении на поле Куликовом. А так же напомнить родителям еще раз о прекрасной книге "Вавилонская башня и другие древние легенды" - ее можно найти и в живых и виртуальных библиотеках.



Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вт Июл 29, 2014 5:31 am

Исцеляющие детские ритуалы

На днях шла по нашей деревенской улице. Позади меня ехал на велосипеде пятилетний Сережа, а за ним бежала его ровесница Людочка. Людочка упала и заплакала. Я подошла к ней, девочка уже не плакала, она стояла, растопырив руки с побитыми локтями и явно ждала моего приближения. Я осмотрела ее локти и коленки, убедилась, что крови нет, а только поверхностные ссадины, и сообщила об этом Людочке. Она удовлетворенно кивнула. Потом я на всякий случай предложила ей вернуться к бабушке, чтобы помыть ссадины, но Людочка уже решительно отказалась от этой возможности, и они с Сережей возобновили свой путь.
А пару дней назад, уже в городе, увидела такую картину: по улице шла мама с двумя девочками, наверное, погодками, примерно пяти и шести лет. Младшая плакала и громко упрекала свою сестру: "Ты должна была меня успокаивать! Ты должна была сказать мне, что ничего страшного!" Не правда ли, почти как у Карлсона с Малышом, когда великий  проказник требовал от своего друга стать ему родной матерью и замотать ему шею теплым шарфом. А еще у Чуковского доктор Айболит, когда прибыл в Африку лечить больных зверят, поставил всем градусники, и им сразу стало легче, а потом он дал всем по большой ложке варенья, и она стали поправляться!
Детские писатели чутко уловили очень важную детскую потребность в ритуале участия и заботы, который ничего практически не значит для физического здоровья, но очень способствует здоровью душевному. Этакая экстренная домашняя психотерапия, врачевание душевных царапин и ссадин, и даже ран всех размеров. Без этих ритуалов плохо заживают раны физические, и не только у детей. Мне пришлось много поработать в хирургическом и терапевтическом отделениях, и я помню, как долго и мучительно поправлялись люди одинокие, и как быстро выздоравливали окруженные заботой и вниманием.
Так что не стоит бояться избаловать ребенка вниманием к, казалось бы, незначительной травме или испугу, оно его лишь нормально социализирует и поспособствует развитию способности к сочувствию и милосердию. Конечно, не стоит пугать детей преувеличенными и неадекватными охами-ахами, но мы должны заметить их боль и разделить ее с ними.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Admin
Admin


Сообщения : 1151
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Чт Авг 14, 2014 1:32 pm

Прочитала очередную статью-реквием по вкусной и здоровой пище из магазинов. Вот фрагмент:
"Голодать никто не будет — к нам пойдут красивые упаковки китайского мяса, которое даже очень непривередливому покупателю покажется куском резины или пластилином. Все поймут, что это не мясо, но будут посыпать его специями и есть. А потом начнут умирать. Потом будут удивляться, что у детей еще в садике начнут проявляться все возможные и невозможные заболевания. Будут удивляться росту количества мальчиков нетрадиционной ориентации".
Не правда ли, мимо таких перспектив не пройдешь?

Поэтому возник этот комментарий:

Что ест человек? (о пище телесной и духовной и фишке жизни на земле)

«Человек есть то, что он ест», - эти слова принадлежат немецкому философу Людвигу Фейербаху, содержатся они в его рецензии на книгу своего современника Я. Молешотта «Популярное учение о питательных продуктах».
Конечно, философ не употребил эти слова буквально, но в значительной степени жизнь человека зависит от его пищи, ее качества и количества. Ни один врач не станет этого отрицать, и даже любой здравомыслящий человек без медицинского образования.
Но все больше появляется печатных материалов и коротких новостей о пище, не просто малополезной, а наносящей серьезный ущерб здоровью, содержащей ГМО и усилители вкуса, стимуляторы аппетита, пищевые красители и всякого рода суррогаты. И начинаешь понимать (все, что пишу, полностью отношу к себе), что с начала девяностых абсолютное большинство населения нашей страны было захвачено врасплох внезапно возникшим изобилием вкусненьких деликатесов и коктейлей в красивых баночках, аппетитного фастфуда в приветливых Макдональдсах и иже с ними, изящно упакованных и практически не портящихся кексиков и рулетиков… Хватит и этого. Мы привыкли ублажать себя этими маленькими гастрономическими чудесами, а теперь узнаем, что все это ужасно вредно, особенно нашим детям, которым мы не успели помешать привыкнуть к ним, да что там помешали – нам это было как нельзя более удобно – собираясь в гости к подруге, прихватить для ее ребенка пару ярких пакетиков из ближайшего «комка».
И еще почти с ужасом узнаем, что даже наша, отстающая от западной на один-два порядка по уровню технологий, пищевая промышленность уже дозрела до извлекания прибылей прямо из нашего кошелька и здоровья.
Даже опытный фермер http://artyushenkooleg.livejournal.com/1229122.html не пытается настроить нас на оптимистичный лад. Но мы должны понимать, что он имеет ввиду возможности немногочисленных подобных ему производителей. А я хочу исследовать еще некоторые факты и аргументы в пользу более оптимистичного взгляда на возможности нашей жизни и питания.
В нашей стране есть немало своих специфических фишек: русские балерины и лесные медведи, почти неотличимые от них бородатые мужики с вилами и КВН, а также – специфическая, промежуточная между городской и деревенской, дачная субкультура. Волна повального увлечения дачами захватила страну еще в период хрущевской оттепели, т.к. несмотря на обширную программу освоения целины в стране оставались трудности снабжения продуктами. С тех пор наши рынки, рыночки и просто пятачки возле внутриквартальных магазинов не пустуют, там сидят бабушки и более молодые, сменяющие их тетки со своими альтернативными продуктами питания. На крупных рынках есть возможность купить самые разнообразные продукты от самого производителя или посредника. Конечно, и тут уже появились лазейки для злоупотреблений – ходят слухи о каких-то сильных уколах от сельского ветеринара, чтобы свинья мигом набирала вес, и это не на фермах, а в индивидуальных хозяйствах стало возможно. И поди знай, кто честно вырастил скотину, а кто на ветеринарских «дрожжах»…
И все же надо понимать такую сельскохозяйственную специфику нашей страны и ценить ее, ведь во многих странах запада ведение собственного хозяйства и производство продуктов питания это прерогатива фермеров, прочим гражданам недоступная.
В общем, те наши старые, а особенно, новые, знакомые, кто серьезно отнесся к вопросам пропитания своего подрастающего поколения, заодно пытаясь по возможности уберечь их от вредоносной пищи духовной, избрали деревню в качестве ПМЖ. И ваша покорная слуга уже восьмой год является дачницей в одной из обычных деревень, в которых теперь обязательно найдется такая крайняя улочка, в которой, по отзывам местного населения, проживают дачники и сектанты. Сектантами называют всех подряд, кто не ходит в местную православную церковь. И то сказать, каких только мировоззрений здесь не встретишь – и философия Рерихов и культ Анастасии – звенящих кедров, а есть и новые язычники славянского толка. Вы бы слышали спонтанно возникший диспут детворы младшего школьного возраста о своей вере – в крохотной компании из трех человек один мальчик оказался православным, второй – славянином-язычником, а девочка, подумав, твердо заявила, что верит в богиню Анастасию. Некоторое время они все раздумывали, что им делать дальше, и спор затух, а дети побежали играть. Нелегко им строить свои отношения в условиях полноценной деревенской пищи с огородов, от своих кур, коз и коровушек и столь разных родительских убеждений в правильных истоках своей духовности. Это к тому, что нет и не может быть никакой деревенской идиллии и панацеи от всех социальных проблем. Можно только сказать, что сейчас налицо первая, сырая ступень формирования нового пласта деревенского этноса – экопереселенцев, общая для которых движущая сила – страх перед городской цивилизацией с ее опасной для здоровья пищей, доступными и разрушительными для души развлечениями, потребность в неторопливой чистой жизни, а уж духовный поиск заводит людей один бог знает куда.
При всем вышеуказанном разнообразии есть в такой жизни одно непременное условие, я бы сказала, правило всех «ковчегов»: всякой твари должно быть по паре. Не выжить в деревне одиночке женщине, да еще с маленькими детьми. Мужчина одинокий может, а женщина – лишь в порядке исключения. Нужна крепкая семья, чтобы сформировать уклад всей жизни, от обработки земли и постройки дома и помещений для скота, до гармоничного воспитания детей.
Мало того, для того, чтобы ковчег выплыл, пар должно быть немало, в статьях по выживанию упоминается община до 100 человек вместе с чадами и домочадцами. А для этого необходимо умение договариваться между собой, разумно решать спорные вопросы, хорошо бы и единую веру как стержень духовной жизни общины, но пока это лишь возможная и отдаленная перспектива.
Значимый для меня вывод из всех этих аргументов и фактов – если хочешь здорового питания и чистой жизни, надо строить и обустраивать свою семью, беречь ее и развивать отношения, ведь древнерусское «стерпится – слюбится!» вовсе не относится к браку по расчету. Любая влюбленность очень скоро проходит, а любовь неотделима от терпения, послушания друг другу, согласия, умения беречь и жалеть. Можно, конечно, на честно заработанные деньги попытаться накупить экологически чистых продуктов на всю семью. Но их, пишут, не хватает даже на обладателей бешеных денег. Вот так у нас в деревне и продолжают свой огородик и скотинку держать – для себя. И держаться семьей. И эта российская фишка, очень надеюсь, неистребима.

(с) Елена Прудиус, 2014.

В качестве отдельной статьи эта заметка опубликована в разделе "Эковыбор" -
http://www.deti03.com/t1375-topic
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вс Дек 07, 2014 10:10 am

МЕЛКИЕ ВРЕДНОСТИ

Сонечке год и пять месяцев. Бабуля усаживает ее на унитаз, Сонечка начинает ерзать и слезать, т.к. высадка была скорее профилактической. Тут в туалет влетает старший брат Витя, только что от компутера, с выпученными глазами, на последнем пределе терпения и кричит: "Мне срочно, пустите!"
Видя такое дело, Сонечка поглубже ввинчивается в очко и с вызовом заявляет: "А-А!"
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вс Дек 28, 2014 8:25 am

О ШКОЛЬНЫХ ПРОВОДАХ СТАРОГО ГОДА
(подслушано в маршрутке)

Рядом со мной сидели две девушки лет двадцати. Из их громкого диалога стало ясно, что они работают барменшами и обсуждают детские праздники на территории своего заведения.

- Все, что угодно, только не эти детские праздники! - воскликнула одна. - Я и раньше не особенно любила детей, а эти вообще контуженные. Я за стойкой, один подходит ко мне и просит налить ему колы. А потом нагло так просит плеснуть туда водки! А в зале были пятые, шестые и седьмые классы!

А потом после них по углам пустые бутылки от блайзера валялись. Ты сегодня убери со столов пепельницы, а из бара весь алкоголь. А то ко мне еще одна мариванна подкатывала. "Сделайте мне,- говорит, - коктейль (нервно оглядывается), чтобы дети не спалили". Ну, я ей говорю, что могу и пивка в чайничек налить. В общем, сделала ей мохиту. Ее раз двадцать дети спросили, что она такое пьет.

Так что, родители, делайте вывод, стоит ли соглашаться на детские праздники во взрослых питейных заведениях, где, прячь-не прячь, алкоголь присутствует по умолчанию. И учителя тоже люди... , им тоже хочется праздника, и прямо сейчас, а не когда-нибудь потом.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Вс Дек 28, 2014 8:25 am

МАМОЧКИ, НЕ СЕРДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
(из разговоре двух мужчин об одном инциденте)

Ехали мы вчера с мужем в гости, провожать старый год. Опаздывали и тормознули на остановке машину. Водитель согласился нас подбросить, а пока мы садились, к остановке подошли одна за другой несколько маршруток.

Двое малышей сошли на дорогу из одной, их мать все еще стояла на ступеньке спиной к детям, расплачиваясь за проезд. В это время подошла еще одна маршрутка почти впритирку со стороны остановки и едва не сбила детей. Они, видимо, инстинктивно, прижались к ступеньке. Тут и мама развернулась к ним. Мы дружно выдохнули: слава богу - обошлось!

А наш водитель, мужчина лет пятидесяти, не удержался от комментария: "Ну и мамаши попадаются! А сколько раз везут дитё на саночках, и оно вываливается прямо на дороге. А скажешь ей об этом, так она на тебя, как волк, посмотрит, только что не сожрет".

И у моего мужа в тот день свое накипело по поводу милых женщин. Был он вчера с внуком на соревнованиях по самбо, там уборщица полы помыла и расстелила мокрую тряпку перед входом в зал. Муж вежливо попросил ее убрать тряпку, ведь дети в зал заходят босиком, или в носках или тонких борцовках.

Уборщица ответила, что нечего ей грязь в зал тащить, и тряпку не убрала. Хорошо, что подошел тренер и попросил о том же. Уборщице пришлось сдаться и убрать свой гарант чистоты.

О чем эти истории? Только не о сексизме и женской дискриминации. Может, о том, что никто не может всегда поступать правильно, но есть смысл прислушаться к другому человеку со стороны, и не обижаться, а сделать нужные выводы. В интересах ребенка.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: ДДП - дневник детского психолога   Чт Янв 15, 2015 7:55 am

ПРИНЦИП ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ

Отвечала на письмо одной мамы, которая не знает, что делать с эмоциональными вспышками ребенка, как себя вести, чтобы не навредить.

Это распространенная ситуация, когда мы не готовы понять, что происходит, ребенок, тем более, ничего не понимает и не может объяснить. Он злится на нас за то, что мы такие бестолковые и непонятливые. И, что важно, чаще всего это не капризы и не "дурной нрав", а прорезавшаяся в ребенке новая черта личности или новая потребность, к которой еще никто не привык, да и вообще не понял.

Нужно некоторое время, чтобы разобраться, что же случилось, а в период неопределенности мне помогает аналогия с прорезыванием зубов у малыша. Когда он ноет и хандрит днем и взревывает по ночам, мы перебираем все возможные причины для такого поведения. Иногда остается только свалить все на режущиеся зубки.

И тогда малыша просто жалко и ясно, что нужно потерпеть и утешить его, поддержать в этой болезненной ситуации (а вспомните-ка, как свой собственный зуб мудрости резался? - иной раз и до отделения ЧЛХ дело доходит).

Так вот, все детство (прибавим еще пубертат и юность) это сплошное "прорезывание" всяких новых обстоятельств его личности. Сначала просто больно и непонятно, и очень нужна поддержка и сочувствие. Поэтому, когда я еще не понимаю, что с ребенком, то представляю, что у него, возможно, что-то режется, и искренне сочувствую ему. Практически всегда помогает, так легче терпеть его девиации. А там можно и потихоньку разобраться в новостях.

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
 
ДДП - дневник детского психолога
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 2На страницу : 1, 2  Следующий

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: У автора :: Авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве-
Перейти: