Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Психологи: отцы чаще матерей "передают" детям депрессию
Вчера в 5:51 am автор Admin

» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Пн Ноя 20, 2017 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1152
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей   Вт Фев 14, 2012 9:55 am

Федорова Олеся Петровна, педагог-психолог, МБУ детский сад №199 «Муравьишка»

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.
Во-вторых при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.
В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком
социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Поскольку большинство населения в нашей стране проживает в семье, постоянно или какой-то период времени, в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества.
В связи с этим встает вопрос, остается ли семья фундаментальным социальным институтом, вне рамок которого существование человека невозможно.
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся нестабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые свойственны и нашей стране, переживающей социально-экономические трудности в функционировании своих семей. Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи.
Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария одиночества как привлекательного и комфортабельною стиля жизни.
Невыплаты заработной платы, банкротство предприятий, безработица, влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей в семье. Иногда это может привести к выталкиванию детей на улицу.
Все это способствует появлению нескольких негативных феноменов в современном обществе.
Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий жизненную философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». В России дауншифтинг чаще всего воспринимают как переселение в развивающиеся страны (особенно популярны Индия и Тайланд).
Дауншифтинг представляется его последователям протестом против идеалов общества потребления, и приверженность к дауншифтингу оправдывается рядом «недостатков», присущих обществу потребления — главным образом, отрицанием необходимости развития человека как личности
Обеднение части семей, угроза потери социального статуса привели к массовой невротизации населения, развитию дезадаптации и, как следствие, росту заболеваемости, смертности и росту маргинальной среды.
Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая
проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт.
Массовое образование маргинальных (marginalia (лат.) — находящихся на обочине) семей, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, постоянно нуждающихся в помощи государства, в ближайшем будущем без принятия кардинальных мер, может привести к социальной катастрофе. Кроме того, наличие неполных семей, семей социального риска, проблемных семей, только усугубляет общее положение.

Литература
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 19%. —304с.
2. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей// СоцИс.-2009.-№7-С. 129 -136.
3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.:Институт социологии РАН, 2006.-223с.
4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония/И.В.Дорно.-М.:Педагогика,1990.-272с.
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В. Ковалев.-М.:Просвещение,1988.-208с.-(Психол.наука - школе).
6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений/С.В.Ковалев.-М.:Педагогика, 1987.-160с.-(Педагогика - родителям).
7. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации/Л.Г.Морган; Перевод с англ. М. О. Косвена. – Л.:Издательство института народов севера ЦИК СССР, 1935. – 352с.
8. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П. Меньшутин.-М.:Мысль, 1987.-203с.:ил.
9. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2009.-№3-С.109-113.
10. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия/В.А. Сысенко.-М.: Мысль, 1981.-210с.
11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В.А.Сысенко.- М.:Мысль, 1983.-280с.
12. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья//СоЦис.-2001.-№2-С.67-73.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
maggy



Сообщения : 1
Дата регистрации : 2012-02-09

СообщениеТема: Re: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей   Чт Фев 16, 2012 9:31 am

Что же делать-то?
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей   Чт Фев 16, 2012 2:48 pm

maggy пишет:
Что же делать-то?

Вот и будем на конференции пытаться разобраться - что делать? Потому что кое-кто уже делает что-то конкретно и готов поделиться. Вот только одного простого ответа, как обычно, не будет. Надеюсь, что не будет.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
 
Современная ситуация семьи, имеющей ребенка в обществе. Неблагополучные семьи, неполные, слишком занятые родители, напуганные родители, феномен дауншифтинга и маргинализации семей
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Сонопакс, 6-ая больница
» Комментарии к фотографиям
» Индивидуальное или домашнее обучение.
» Чем может "грозить" неаттестация в 1 классе?
» Гимны (России и не только)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Психология с детским акцентом - форум детских и семейных психологов Тольятти :: Копилка-арсенал детского и семейного психолога-
Перейти: