Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Агентство «Радуга»
Сб Ноя 26, 2016 10:29 am автор Sidelka

» Шедевры Союзмультфильма - "Даша и Людоед"
Сб Ноя 12, 2016 9:45 am автор Елена Прудиус

» СПЧ взял шефство над школой для детей с девиантным поведением в Ставрополье
Сб Ноя 12, 2016 8:47 am автор Елена Прудиус

» РПЦ создаст школы приемных родителей и центры помощи одиноким матерям
Сб Ноя 12, 2016 8:42 am автор Елена Прудиус

» Внимание: электронные сигареты и вэйпы
Сб Ноя 12, 2016 8:34 am автор Елена Прудиус

» В Химках проходит конкурс "Молодежь против коррупции"
Сб Ноя 12, 2016 8:17 am автор Елена Прудиус

» МАНИФЕСТ ХАКЕРА
Сб Ноя 12, 2016 6:22 am автор Елена Прудиус

» Мы выступаем за возврат психологов в штатное расписание всех образовательных организаций...
Пт Ноя 04, 2016 8:26 am автор Admin

» Заслуженная награда. Юля Король получила медаль «За спасение погибавших»
Пт Ноя 04, 2016 8:02 am автор Admin

» В Тольятти пройдет Урок доброты в поддержку Всероссийского митинга против живодеров
Пт Ноя 04, 2016 7:58 am автор Admin

» Паралимпийская игра бочча стала доступна тольяттинцам
Пт Ноя 04, 2016 7:56 am автор Admin

» Реальная ситуация нашего ресурса
Вс Окт 16, 2016 2:07 pm автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 67619600 0092659946


Поделиться | 
 

 "Подводные камни" влияния применения информационных технологий на психологическое здоровье учащихся

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1145
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: "Подводные камни" влияния применения информационных технологий на психологическое здоровье учащихся   Чт Фев 23, 2012 6:27 am

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Дуюнова Анна Михайловна,
ГОУ ДПО региональный социопсихологический центр Самарской области,
МОУ гимназия №77 г.о. Тольятти
Информатизация и компьютеризация в современном образовании приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области учебной деятельности, преобразовывая при этом не только отдельные действия субъектов образования, но оказывая влияние на формирование их психических процессов, уровня коммуникаций, а в конечном итоге на психологическое здоровье.
В настоящее время имеется достаточно мало психологических работ, посвященных психологическим последствиям компьютеризации, происходящим в глобальном, личностном плане. Основную тематику имеющихся публикаций, касающиеся личностных изменений, происходящих под влиянием ИТ можно поделить на три сферы: профессиональная деятельность программиста, увлечение компьютерными играми и групповой игровой деятельностью в Интернете. А вот относительно того как им образом применение информационных технологий в образовательной среде влияет на формирование психологического здоровья учащихся исследований я не обнаружила.
МОУ гимназия № 77 - гимназия на базе которой я осуществляю психолого-педагогическое сопровождение учащихся, всегда являлась одной из самых новаторских в городском округе Тольятти. Еще в октябре 2006 года гимназия вступила в проект «Информатизация системы образования» (ИСО). И конечно, на данный момент образовательный процесс максимально информатизирован - кабинеты оснащены интерактивными досками, рабочие места педагогов – компьютерами, работает медиацентр, где каждый субъект образовательного процесса может пользоваться всеми благами информационных технологий. Школьники хорошо знакомы с современной техникой и технологиями, умеют их использовать для учебы и в повседневной жизни.
Необходимость инноваций диктуется потребностями времени, однако как показывают психодиагностические исследования, учащиеся не всегда способны самостоятельно с ними справится, что негативно отражается на их психоэмоциональном состоянии.
Анализ мониторинга эмоционального отношения к школе показывает, что уровень благоприятного отношения к обучению при внедрении информационных технологий поначалу повысился, но в дальнейшем наблюдается снижение учащихся с нормальным уровнем тревожности, сформированной позицией внутренней мотивации учения и, как результат, снижение успеваемости. Как способ выяснить причины снижения благоприятного эмоционального отношения к учению был выбран индивидуальный опрос в процессе консультирования учащихся по результатам диагностического исследования. Таким образом, возникла гипотеза о существовании проблемы адаптации учащихся к новым условиям образования, связанным с введением новых технологий, форм обучения, контроля усвоения учащимися полученных знаний.
Представляло интерес также выяснить, насколько в данную проблемную ситуацию вовлечены педагоги и родители. Анкетирование показало, что проблема педагогов, в данном случае связана с увеличением эмоциональных затрат на уроках по вовлечению учащихся в учебный процесс и усвоению ими учебного материала. Данная ситуация несет за собой сложности и во внедрении новых технологий обучения. Как следствие у педагогов снижается интерес к собственной деятельности и происходит эмоциональное выгорание.
Родители чувствуют тревогу, сталкиваясь с новыми эмоциональными состояниями детей.
Таким образом, при явной очевидности положительных сторон внедрения информационных технологий в образовательный процесс, существуют «подводные камни».
Далее в ходе индивидуального консультирования, выясняя причины снижения благоприятного эмоционального отношения к обучению, явно выделились два основных направления трудностей учащихся связанных с информационными технологиями:
• влияние ИТ на развитие психических процессов;
• влияние ИТ на формирование навыков социального общения.
Влияние ИТ на развитие психических процессов
Высокая доступность информации легкость ее нахождения в интернете меняет отношение к созданию собственного интеллектуального продукта. Учащиеся становятся похожими на юного натуралиста - наловили бабочек, приклеили к листочку и не знают, что дальше с ними делать так и сдают работу-коллаж педагогу. Согласно опросу только 1 из 10 учащихся создает собственные сочинения, у остальных это миксты из того, что найдено в интернете. В лучшем случае они преобразуют уже существующее, заставляя развиваться такие мыслительные операции как синтез и анализ.
Сами учащиеся отмечают, что помимо проблем с формулированием своих мыслей вербально у них возникают сложности с письменным их изложением (я потом не могу прочитать то, что написал).
Перенасыщенность информацией ведет к тому, что дети перестают думать, у них снижается уровень образного мышления, творческого мышления. Крик души педагога в тему: «…плохое мировоззрение, примитивная речь, сверхкраткие ответы, они буквы не помнят как писать, вот семиклассник на полном серьезе спрашивает, а в какую сторону букву Е писать…»
Да, дети с одной стороны чрезвычайно продвинуты, а с другой удивительно ограничены.
Влияние ИТ на формирование навыков социального общения Социальные сети, ролевые игры, блоги, виртуальные контакты – все это позволяет детям создавать электронные копии и экспериментировать с ними, освобождает их от испытываемого ими психологического дискомфорта во время личного контакта. Это обогащает внутренний мир, но при условии, что реальный мир не подменяется виртуальным. А виртуальный мир не захватывает с головой. Иначе дети превращаются в аутсайдеров не адаптированных к социальной жизни. Информационные технологии это то, что занимает большую часть жизни, это меняет отношения между людьми они легче быстротечнее. Дети много размещают информации о себе, забывая о возможных последствиях нарушения конфиденциальности. Согласно все тому же опросу учащиеся не видит ничего зазорного в предоставлении своих персональных данных на всеобщее обозрение в социальных сетях, на собственных сайтах, блогах, в виртуальных мирах и т.д. Более того, закрытие такой информации делает молодежь изгоями в своей среде. Не заполненный профиль почти не дает шансов быть принятым в группу или получить/принять приглашение "дружбы". Не видят до тех пор пока не произойдет случай угрожающий им либо потерей статуса, либо конфликтными отношениями с родителями, и разве здесь до учебы…
Не осознают дети и того, что, скачивая бесплатно музыку, преступают закон. Учащиеся проводят до 8 часов ежедневно в онлайне, но совершенно не подготовлены в вопросах связанных с кибербезопасностью и этикой. Итак, можно утверждать, что ИТ перестали быть только средством получения информации, они занял значительное место в жизни современного ученика. Сегодня в Сети можно не только найти необходимую информацию, но и познакомиться, развлечься, сделать покупки, пообщаться с друзьями и т.п., вынуждая пользователя с каждым днем все больше проводить время в виртуальном пространстве.
Я вовсе не противник внедрения ИТ в современное образование и не умаляю его роль в развитии учащихся и помощи педагогам, но хотелось бы сделать акцент на том , что для современной школьной психологии в контексте всего сказанного выше особенно актуальной задачей должно стать изучение влияния Интернет-активности на личность учащегося. Следует внимательно изучить зависимость от времени проведенного в Интернете на развитие способностей подрастающего поколения, которое в настоящий момент является наиболее активными пользователями Интернета. И пусть компьютер будет помощником, а не командиром.

Используемая литература:
1. Жичкина А., Социально-психологические аспекты общения в Internet. [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru
2. Лукацкий А., Психология персональных данных современных детей и молодежи. [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru
3. Харитонов А., Основные направления изменения личности современного человека в условиях информационного общества [Электронный ресурс]: http://psynet.ucoz.ru

Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
 
"Подводные камни" влияния применения информационных технологий на психологическое здоровье учащихся
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Психология с детским акцентом - форум детских и семейных психологов Тольятти :: Копилка-арсенал детского и семейного психолога-
Перейти: