Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Вчера в 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

» Memento mori. Как говорить с ребенком о смерти
Пн Окт 30, 2017 5:46 am автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Арттерапия. Лечение искусством

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1151
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Арттерапия. Лечение искусством   Чт Фев 23, 2012 6:29 am

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида
детский сад № 16 «Машенька»

Арттерапия. Лечение искусством.
Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории
Белокурская Ирина Геннадьевна

Тольятти
2012год
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко в России около 40% детей можно условно считать здоровыми. При обследовании детей выявляются такие патологии как нарушение осанки, неправильное формирование свода стопы, что ведет к плоскостопию, нервно-психическое развитие происходит с отклонениями ( в развитии речи, мелкой моторики рук, проблема часто болеющих детей). А между тем в дошкольном детстве право ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых (Ю.Е Вельтищев) дошкольный возраст – критический, т.к. в этом возрасте происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций ( смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость).
В дошкольном детстве изменяется формула белой крови: кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого. У многих детей происходит ускорение роста – мышцы не успевают за ростом костей, поэтому дети испытывают мышечные боли. В дошкольном возрасте происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, они сопровождаются максимальной частотой инфекций, которые представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Таким образом, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из ответственных периодов его жизни , необходима огромная, каждодневная работа в семье и в условиях детского сада.
В современном обществе, когда ритм жизни очень напряжен, сопряжен с частыми стрессовыми ситуациями, отмечается повышенная невротизация населения. Такая ситуация сказывается на детях. По статистике 8-10 % детей находятся под наблюдением невропатологов по поводу пограничных заболеваний.
Идет поиск новых форм и методов оздоровления. Одним из таких новых подходов к оздоровлению является арттерапия. Арттерапия – терапия различными видами искусств (живопись, театр, музыка, сказкотерапия, куклотерапия). Арттерапия – это буквально лечение искусством. Само название появилось не так давно, где-то несколько десятилетий назад. А вот сама арттерапия известна с самых ранних этапов человеческой истории. Какая деятельность может считаться арттерапией? Лечит любая творческая деятельность – и прежде всего собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, фантазирование, музицирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев – это тоже лечение и эффективное в той мере, в какой девочка сама придумывает «фасончики» для платья.
Есть и более пассивные способы лечения. Ребенок пристает, требует, умоляет. Рассказать ему сказку, поставить послушать музыку, и погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей, погружаясь в мир звуков, понемножку справляется со своими бедами и тревогами. Это тоже лечение искусством, может быть менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступные.
Каким детям нужна арттерапия? Всем. И одаренным, и самым обычным, и детям с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, имеющие ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживают критические состояния, которые обусловлены субъективными и объективными причинами. Как правило, появление ребенка-инвалида в семье является для семьи катастрофой. Мама постоянно находится в состоянии эмоционального стресса, чаще всего это неполные семьи. Отцы редко остаются в такой семье, вся тяжесть ложится на плечи матери, бабушек и дедушек. Если есть возможность, ребенок посещает специализированное детское учреждение. Можно сказать, что семья получает социальное развитие в целом. Если же у ребенка тяжелые формы заболеваний, отклонений в развитии, он не в состоянии посещать детские учреждения, все его общение сводится только посещение больниц, стационаров, поликлиник, общение с самыми близкими родственниками. И как выход из создавшейся ситуации – посещение таких семей специалистов детского сада. Наш детский сад уже несколько лет ведет работу с детьми-инвалидами не посещающими дошкольное учреждение. Детей посещает преподаватель изодеятельности, театра, музыкальный руководитель. Большой ребенок требует повышенного внимания со стороны специалистов дошкольного учреждения. Очень помогает в занятиях с такими детьми арттерапия. Арттерапия снимает у любого ребенка самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги, любые другие естественные проявления трудностей бытия. Ребенок берет в руки карандаши, краски, рисует что-то черное и бесформенное. Таким образом ребенок сбрасывает с себя обиду, возмущение, растерянность своими «калякой-малякой». Это активный и очень нужный вариант арттерапии. Любая графомания подразумевается как самолечение творчеством.
Очень полезна арттерапия детям, имеющим проблемы с общением. Ребенок боится чужих людей, боится незнакомых детей. В этом случае можно сочинить сказку о незнакомом человечке, потом можно его нарисовать, можно вылепить этого человечка и с помощью «волшебной палочки» превратить его в доброго, отзывчивого челов6ека. Одно важнейшее свойство арттерапии - она не просто лечит ребенка, она развивает его способности и прежде всего творческие.
Арттерапией могут заниматься все – родители, учителя, воспитатели. Но именно родители могут ввести терапию искусством в ежедневное общение с ребенком, делать это частью жизни ребенка. Но есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
1.Творчество для ребенка должно быть радостью, никакого принуждения.
2. Чтобы творчество стало радостью, нужно чтобы оно было радостью самого взрослого.
3. Умейте вовремя закончить. Если ребенку надоело, нужно тут же остановить занятие.
4. Нужно сделать так чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
5. Поддерживайте у ребенка любое, даже самое слабое стремление к творчеству у ребенка.
Одно из направлений арттерапии – музыкотерапия в частности.
О том, что музыка лечит, знали еще во времена Пифагора и Аристотеля. На Руси издавна верили в целебное действие колокольного звона, сегодня эта вера находит вполне научное подтверждение. Наука о взаимодействии музыки и других звуков с живыми организмами ( в том числе и с организмом человека) все время делает интереснейшие открытия. Интересная тема для исследований – воздействие ритма на организм человека и в частности, на работу мозга. Например, сканирование мозга показало, что когда люди слушали различные мелодии, усиливался кровоток в правом полушарии. А музыка с очень агрессивным ритмом усиливала кровоток в обоих полушариях. Все это – свидетельство того что звуки внешнего мира и «звучание» нашего организма находятся в сложнейших взаимоотношениях.
Как метод лечения музыкотерапия стала известна лишь в середине 19 века.
В чем заключается целительное воздействие музыки на организм? Дело в том что музыка – это поток звуковых волн а наша кожа воспринимает его в широком диапазоне, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа и оказывает стимулирующее действие на него, т.е. ослабевают или исчезают болевые ощущения у человека. Исследования показали, что звуковая стимуляция эффективно действует при лечении заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей. Музыкотерапией лечат функциональные заболевания нервной системы: неврозы, переутомления, бессонницу; заболевания сердечно - сосудистой системы. Наконец, музыкотерапия дает прекрасные результаты при лечении аутизма, а также помогает развивать умственные способности.
Оказывается, музыка действует избирательно, в зависимости не только от характера, но и инструмента, на котором исполняется. К примеру, печень положительно реагирует на деревянные духовые инструменты (гобой, кларнет), виолончель и скрипка тонизируют работу сердечно - сосудистой системы, скрипка и фортепиано успокаивающе действуют на нервы, а звучание саксофона благотворно действует на мочеполовую систему. Поэтому очень важно на занятиях с дошкольниками включать слушание классической музыки в звучании различных инструментов в хорошем качественном исполнении.
Замечательные возможности у такого вида деятельности как пение. С помощью пения мы «выплескиваем» свои чувства и эмоции наружу. Важно, конечно, и что поешь. Пением тоже можно лечить. Такая наука называется вокалотерапия. В основе вокалотерапии лежит принцип классического пения, которое лечит бронхиальную астму, бронхиты, развивает работу сердца и внутренних органов. Пением лечится заикание. Кроме того, пение важный инструмент саморегуляции. Благодаря пению мы восстанавливаем свой эмоциональный баланс. Когда нам грустно – мы поем, когда весело – поем. «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». Это очень важно Поэтому пение ( как на занятиях, так и в свободной деятельности) нужно рассматривать не только как средство эстетического воспитания но и как важный фактор оздоровления. Ведь вырабатывая эмоциональное, яркое исполнение, мы укрепляем дыхательный аппарат, работу мышц лица, неба. Тем самым идет профилактика заболеваний простудными заболеваниями.
Еще Бехтерев доказал, что музыка не только вызывает эстетические эмоции но и способна влиять на человеческий организм в целом. Музыка, вызываемая слуховым рецептором, действует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с кровообращением, дыханием. Бехтерев доказал, что с помощью музыки можно вызвать или ослабить возбуждение, музыка в совокупности с движением улучшает осанку ребенка координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Таким образом, влияние музыки на физиологическое и психическое состояние ребенка очевидно.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
 
Арттерапия. Лечение искусством
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Психология с детским акцентом - форум детских и семейных психологов Тольятти :: Копилка-арсенал детского и семейного психолога-
Перейти: