Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Психологи: отцы чаще матерей "передают" детям депрессию
Ср Ноя 22, 2017 5:51 am автор Admin

» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Пн Ноя 20, 2017 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Как выбрать ребенку книжку и что стоит за этим выбором?

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Как выбрать ребенку книжку и что стоит за этим выбором?   Вс Окт 25, 2015 10:55 am


«Что толку в книжке, -подумала Алиса -если в ней нет ни картинок ,ни разговоров?» («Приключение Алисы в стране чудес»)

Как правильно выбрать ребенку книжку, одежду, интерьер детской комнаты? Это вопрос далеко не такой простой, как кажется. Дело даже не в цене, хотя хорошая иллюстрированная книжка многим по зубам лишь в качестве подарка. А в том, что даже не малая цена книжки не дает гарантию ее высокого качества. Если текст еще более или менее соответствует оригинальным образцам, то иллюстрации иногда утомляют даже глаз все испытавших взрослых – огромные глазастые персонажи, яркие кислотные краски – глазу не на чем отдохнуть, да и не понятно, на чем остановиться. Как тут разобраться малышу, что именно хотел изобразить художник?

Комплекс сороки


Тем не менее психологи и воспитатели в один голос отмечают, что дети очень любят яркие краски, в частности, так называемые «кислотные», обожают все блестящее, потому производители игрушек, книжек, одежды и деталей интерьера усиленно эксплуатируют эту склонность. Даже суперобложки книжек украшают кислотностью и металлизацией, наверное, чтобы с полок сами в корзины прыгали. А дети, как сороки, готовы вынести из магазина все, что резко бьет в глаза.  

Возникают как минимум два вопроса: первый – чем объясняется наличие комплекса сороки у детей – и второй – как к нему относиться в воспитательном пространстве?

Объяснение можно найти в работе О. Хаксли «Рай и ад», в которой автор, известный писатель и философ, проводит историко-культурный анализ пристрастия человечества к ярким цветам и светящимся объектам. Причем, не только детей, а вообще людей, как таковых. И действительно, страсть к драгоценным камням, фейерверкам и иллюминации, ярким, чистым цветам характерна не только для детей. Вот что пишет Хаксли:

«Волшебно прекрасные острова вновь возникают в фольклоре кельтов, а на противоположной стороне мира - у японцев. Между Авалоном на крайнем Западе и Хорайсаном на Дальнем Востоке находится земля Уттаракуру, Иной Мир индусов.    "Земля, - читаем мы в "Рамаяне", - орошается озерами с золотыми лотосами. Там тысячи рек, полных листьев цвета сапфира и лазури; и озера, блистающие как утреннее солнце, украшены золотыми клумбами красных лотосов. Вся местность вокруг покрыта драгоценностями и дорогими каменьями, веселыми клумбами голубых лотосов с золотыми лепестками. Не песок, а жемчуг, драгоценности и золото образуют берега рек, над которыми нависают ветви деревьев из золота, яркого как огонь. Эти деревья беспрестанно цветут и плодоносят, испуская сладкий аромат и полнясь птицами."
… Каждый рай полон драгоценностей или, по крайней мере, предметов, похожих на драгоценности, которые напоминают, как определил Уир Митчелл, "прозрачные плоды". Вот, например, как, по версии Езекииля, выглядит Райский Сад: "Ты был в Эдеме, саду Божьем. Всякий драгоценный камень был тебе покровом - сард, топаз и брильянт, берилл, оникс и яшма, сапфир, изумруд и карбункул, и золото... Ты – помазанный херувим, что покрывает... ты ходил взад и вперед посреди каменьев огненных…
Эти вещи сами испускают свет, проявляют сверхъестественную яркость окраски и обладают сверхъестественной значимостью. Материальные предметы, ближе всего напоминающие эти источники духовидческого просветления, - драгоценные камни. Обрести такой камень - значит, обрести нечто, чья драгоценность гарантируется его существованием в Ином Мире.
Отсюда иначе не объяснимая страсть человека к драгоценностям и отсюда его приписывание драгоценным камням лекарственных и волшебных свойств. Причинная цепь, я убежден, начинается в психологическом Ином Мире духовидческого опыта, спускается на землю и снова поднимается в теологический Иной Мир небес. В этом контексте слова Сократа в "Фаэдо" обретают новое значение. Существует, говорит он нам, идеальный мир над и за миром материи. "В этой, другой земле цвета намного чище и намного ярче, чем здесь, внизу... Сами горы, сами камни обладают более богатым глянцем, более милой прозрачностью и интенсивностью оттенка.
  Драгоценные камни этого, нижнего мира, наши высоко ценимые сердолики, яшмы, изумруды и все остальное лишь крохотные осколки тех камней наверху. В другой земле нет камня, который был бы не драгоценным и не превосходил бы по красоте любую нашу драгоценность."    Иными словами, драгоценные камни драгоценны только потому, что отдаленно напоминают сияющие чудеса, видимые внутренним взором духовидца. "


Внутренне убранство храмов и дворцов, непременно сияющее позолотой и драгоценными камнями, как и одежда духовенства, сверкающие гирлянды новогодней елки, даже блестящий наряд проститутки - все это производит неизгладимое впечатление на  человека, действие, близкое по силе к гипнотическому, и, по версии О. Хаксли, отворяет врата восприятия в некий иллюзорный мир – внутренний рай. Это очень часто сопровождается переживаниями блаженного экстаза, схожими с состояниями благодати религиозно настроенных людей. Хаксли также приводит результаты химических опытов по открытию райских врат восприятия – с помощью алкоголя, табака и мескалина пейоты, южноамериканского кактуса. Опыты с ЛСД и холотропным дыханием, глубокое дыхание по системе йогов с достижением гиперкапнии (повышенного содержания СО2), и множество других способов снижения критичности сознания и его расширения – все они являются способами получения духовидческого опыта и, в некоторых случаях, экстатических состояний.


Созерцание ярких, блестящих предметов заставляет и сороку и ребенка стремиться к обладанию вожделенными объектами, которые их радуют. Бог с ними, с сороками, м.б. этологи ответят на вопрос о птицах, а откуда дети могут знать об иных мирах, полных радости и света? Ведь не всем читали книги об этих мирах (блистающий мир Александра Грина, сияющее издалека свечение Изумрудного Города, необыкновенно яркие звезды Нарнии и т.д.). Видимо, в нас заложено архетипическое знание об этих мирах света, откуда мы пришли сюда, в этот реальный мир. И связь с которым остается жизненно необходимой каждому из нас. Пусть это будет аксиомой.

Промышленность и бизнес не ищут объяснений и доказательств, а просто используют нашу тягу к сверкающим мирам на полную катушку. И сейчас любой современный мегаполис сияет стеклом и металлом, ночными огнями, яркими витринами  и световой рекламой . Чем же это чревато?

Хаксли дает ответ и на этот вопрос: « Чересчур близкое знакомство порождает безразличие. В универмаге "Вулворт" мы видим слишком много чистых ярких красок для того, чтобы это оказалось внутренне транспортирующим. И здесь можно отметить, что своей поражающей воображение способностью давать нам слишком много самого лучшего современная технология начала склоняться к девальвации традиционных вызывающих видения материалов».

Если бы Хаксли был психологом, он бы написал о повышении порога восприятия, о том, что для того же визионерского опыта будет требоваться все боле сильный стимул. А тонкие и слабые оттенки вообще перестанут восприниматься психикой. В качестве иллюстрации приведем описание А. Куприным в рассказе «Яма» простоту восприятия проститутки: «Что сладко, то вкусно, что красно, то красиво». Хаксли продолжает:

  «Современная технология обладает столь же девальвирующим воздействием на стекло и полированный металл, как и на китайские фонарики и чистые яркие краски. Иоанном из Патмоса и его современниками стены из стекла могли быть представлены только в Новом Иерусалиме. Сегодня они - черта любого современного конторского здания или частного особняка. И этот переизбыток стекла повторяется переизбытком хрома и никеля, нержавеющей стали и алюминия, целой кучи сплавов, старых и новых.    Металлические поверхности подмигивают нам в ванной, сияют из кухонной раковины, с блеском проносятся по стране автомобилями и поездами. Эти богатые выпуклые отражения, которые настолько восхищали Рембрандта, что он никогда не уставал передавать их в красках, теперь стали общим местом в доме, на улице, на фабрике. Острие редкого удовольствия притупилось. Что когда-то было иглой духовидческого восторга, теперь стало куском опостылевшего линолеума».


Добавим к этому, в детской игровой, одежде и книге мы сегодня наблюдаем точно такое торжество яркости и блеска. Пороги детского восприятия растут бесконтрольно, психика подвергается бомбардировкам сверхсильных визуальных и слуховых, обонятельных и вкусовых впечатлений… Чем мы их сможем впечатлить завтра? А научить, если они просто не видят черных значков текста и маленьких картинок? А обрадовать?

Что же делать?

А в Японии любуются сакурой

Японцы, пожалуй, первый, если не единственный народ, понимающий, что железобетонный, сверкающий и грохочущий мегаполис не является природной средой обитания и воспитания подрастающего поколения. В традиционной и современной культуре Японии ярко выделяются традиции любования природными явлениями: первым снегом, камнями, самой любимой традицией является ханами – любование цветущей сакурой.

«В Японии урбанизация достигла очень высокого уровня, но там в области обучения и воспитания детей стремятся нейтрализовать её отрицательные последствия, и преподавание многих предметов включает регулярные экскурсии на природу, и кроме того проводятся уроки «любования природой». Исследования показали, что японские дети различают около двухсот оттенков цветов. Нашим детям известны оттенки только от двадцати до тридцати цветов, и это свидетельствует о скудости их восприятия окружающего мира… Дети не рождаются равнодушными к природе, они такими становятся и не только потому, что в школе и особенно в семье мало уделяется внимания этой проблеме. Наряду с масштабным равнодушием к проблемам природы повсеместно наблюдается утрата личных отношений с природой и отсутствие экологической культуры». Так пишет Т. Морозова в своей статье «Нужны ли детям уроки любования природой?» (http://www.dvorec.ru/statia/page.php?s_IS=39977  )


Оказывается ответ на наш вопрос не так сложен, как казался изначально. Если ребенок с младых ногтей будет, помимо города, часто видеть природные ландшафты загородных пространств, вместе с родителями любоваться нежными красками зари, увидит там Млечный Путь и необыкновенно яркие созвездия без городской иллюминации, то его порог восприятия имеет шанс остаться естественным и экологически сообразным. В общем, и тема экологического воспитания настоящих хозяев земли также решается в культуре любования природными явлениями.  
Ведь нам известно от Ф.М. Достоевского, что красота спасет мир, стремление к красоте в самых ее разнообразных проявлениях. И ничто другое.

Еще один великий писатель по-своему описал картину спасения мира красотой – Р.Д. Бредбери в рассказе «Улыбка». Мрачное будущее после окончания атомной войны, одичавшие толпы немногих выживших развлекаются сладострастным уничтожением предметов техники и искусства, той цивилизации, которая привела к краху жизни на Земле. Мальчик видит, как взрослые рвут и жгут Картину. Он, маленький и юркий, незаметно ввинчивается между возбужденными взрослыми и тайком прячет кусочек Картины. А потом в своем углу при свете звезд тайком любуется Улыбкой Моны Лизы.

А как  же в городе?

Как создать пространство для ребенка, чтобы его психика развивалась без грубых искажений мегаполисом? Некоторые семьи находят простой ответ – они уезжают из города на ПМЖ в деревню, рассчитывая этим спасти душу и здоровье ребенка. Но, как оказывается, сталкиваются с теми же проблемами, что и городские родители. Дети не хотят бегать по улицам, требуют пустить их к компьютеру. А без компьютера даже ушельцы уже не могут представить свою жизнь. За редкими исключениями.

Я думаю, что нет смысла всем нам убегать в деревню в поиске спасения. Нужно делать пригодными для жизни людей города, многие из которых являются просто спальными районами для промышленных предприятий. Предоставим решение этой проблемы министрам и народным депутатам, в то время как широкая общественность по мере сил озеленяет свои дома и дворы, отстаивает парки и скверы от застройки их новыми железобетонными монстрами.  
А узкие семейные круги обустраивают жизнь в отдельно взятых квартирах, домах и домишках. И на этих разрозненных средах обитания кое-что сделать все-таки можно.

Дизайн детской. Психологи-дизайнеры советуют яркие цвета располагать пятнами на фоне нежных пастельных тонов, чтобы не переутомить восприятие ребенка и стимулировать интерес к ярко окрашенным объектам, которые время от времени меняются соответственно возрасту ребенка.
Одежда ребенка. Не обязательно все покупать с рынка и выбирать там самое блестящее. Всегда в моде эксклюзивные дизайнерские вещи из рук бабушки или даже самой мамы. Принцип создания одежды примерно тот же – яркие пятна на сдержанном фоне, контурный рисунок на ярком фоне. Было бы желание разобраться в этой теме, а информации в том же интернете вполне достаточно.

И, наконец, книги, игрушки  и мультики

Игрушки делают яркими, привлекающими внимание, звучащими. Большинство из них достаточно хороши, как инструменты развития. Их просто не должно быть слишком много в поле зрения ребенка – 2-3 отдельных, каруселька, растяжка над кроваткой, прищепка на арке развивающего коврика.
Книжки надо выбирать тщательно. Исследователи в области детской книжной графики составили небольшой свод рекомендаций по выбору.

«Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, - ясность, простота и выразительность графического произведения - вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей"
.
(из работы Е Флериной» «Знакомство дошкольников с художниками-иллюстраторами»)

Стоит перечислить рекомендуемых художников-иллюстраторов для младшего и дошкольного возраста). И.Я.Билибин, Н.М.Кочергин, В.Г.Сутеев, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, В.А.Милашевский, Е.М.Рачев, Ю.А. Васнецов, Н. Радлов, Л.В.Владимирский, В. Чижиков и другие. И показать их работы:


В.Г. Сутеев


Б.А. Дехтерёв


Ю.А. Васнецов


Л.В. Владимирский


В.А. Чижиков


Н.Э. Радлов


Н.Я. Билибин


В.М. Конашевич


Е.И. Чарушин

И еще, к нашему счастью, многие художники.

Что касается мультиков, то применительно к их отбору могут сохраняться те же принципы. Главное, не оставлять ребенка наедине с теленяней, хотя это кажется очень удобным и безобидным. Развивающим моментом от всех зрелищ может быть только живое общение с другим человеком, обмен впечатлениями и перенос в мир реальный. Например, рисованию любимых персонажей, сочинение про них историй и игра на основе любимых сюжетов с участием любимых персонажей.

Читайте, смотрите мультики и играйте на здоровье! И будет вам простое человеческое счастье от вида цветущего дерева и утренней зари. Как у пассажиров чудесной сказки Г. Циферова «Паровозик из Ромашково».

(с) Елена Прудиус
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
 
Как выбрать ребенку книжку и что стоит за этим выбором?
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Имею ли я право на АДС вместо АКДС?
» Как выбрать школу?
» Стоит ли переходить в негосударственный пенсионный фонд, если да, то в какой?
» Стоит ли покупать развивающий компьютер для ребенка.
» Как выбрать санки-ватрушки

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Кое-что важное о детях :: Новости о детях, семье, обществе-
Перейти: