Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Психологи: отцы чаще матерей "передают" детям депрессию
Ср Ноя 22, 2017 5:51 am автор Admin

» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Пн Ноя 20, 2017 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Так ли страшен школьный черт?

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Так ли страшен школьный черт?   Пт Ноя 13, 2015 6:40 am



Российские школы надо переименовать в психбольницы?

10 октября на планете отмечается Всемирный день психического здоровья. Аккурат к этой дате главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе обнародовал прям таки шокирующие данные.

“На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития — 60% от общего числа детей. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70-80% от общего числа учащихся"
А у 40% детей начальных классов имеется "школьная дезадаптация" — нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению.

Признаться, сразу после ознакомления с данными цифрами у меня возникло стойкое ощущение “дежавю”. То бишь (раз мы сегодня говорим о психиатрии) — синдрома “уже виденного”. И точно: очень скоро услужливая память подсказала, где именно мне встречалась сходная статистика.

“Начальник Научно-исследовательского центра гуманитарных проблем Вооруженных сил Украины Назим Агаев сообщил, что если в мире норма подверженных психогенным травмам бойцов — 25%, то среди участников АТО психогенные потери составляют 80%. “При этом до 30-40% — это могут быть бесповоротные психогенные потери, то есть психологические травмы переходят в психиатрические” — сказал Агаев.”

Таким образом, “психические потери” среди украинских карателей, осуществляющих геноцид мирного населения Донбасса (но и получающих при этом по зубам от ополченцев), и российских школьников оказываются практически идентичными! Да что ж такое делается в школах РФ, что российские детки получают те же психотравмы, что и доблестные украинские “вояки”, участвующие в реальных боях, попадающие под артиллерийские обстрелы и прочие “прелести” реальной войны?!

***

Но прежде чем либеральные СМИ и прочие “грантоеды” подхватят этот просто-таки “вкуснейший” для них тезис с целью еще большего шельмования “проклятого российского тоталитаризма”, поспешу из разочаровать. Потому что, как по мне, главная причина этих шокирующих данных от главпсихиатра МЗ РФ — банальная гипердиагностика.

Еще в начале прошлого века на Западе вышла очень интересная книга — “Акцентуированные личности” известного немецкого психиатра Карла Леонгарда. Речь там идет о том, что в России (да и во многих мировых психиатрических школах тоже) называют “пограничной психиатрией”. То есть, как бы уже не нормой, но еще и не патологией, требующей лечения соответствующих специалистов. Что-то типа понятия “избыточный вес” — но еще не в тех килограммах, при которых ставится диагноз “ожирение”.

Справедливости ради можно заметить, что сам Леонгард ни в коей мере не считал описанные им “акцентуации” некой “болезнью”. Собственно, и описывал он их на примере чаще всего героев известных литературных произведений, назвать которых “психами” у нормальных людей не повернется язык.

Чтобы не показаться субъективным, позволю привести себе длинную цитату из предисловия к указанной книге специалиста, квалификация которого сомнений не вызывает — доктора медицинских наук В.М. Блейхер, зав. лабораторией Киевского НИИ судебной психиатрии:

“Определение акцентуаций как варианта нормы, при котором предполагается усиление какой-либо определенной черты, позволяет сузить рамки диагностики психопатий. У меня создается впечатление, что диагноз психопатии в психиатрической практике ставится чаще, чем встречается на самом деле.(выд. мной) Этот диагноз часто ставится лицам с акцентуацией характера и больным затяжными формами неврозов, которых психиатр не в состоянии вылечить, сделать их трудоспособными, и для того, чтобы перевести больного на группу инвалидности, ему ставится диагноз психопатии.

Хочу подчеркнуть, что я не имею в виду умышленные действия врача, искажающего сознательно диагностику. Здесь действуют механизмы психологической защиты, отсутствие эффекта от проводимого лечения и трудности дифференциальной диагностики. Обоснованием этого предположения служит опыт ряда психиатров и психотерапевтов, которым удалось, применяя современные методы комплексного лечения неврозов, привести к стойкому выздоровлению с восстановлением трудоспособности и социальным ростом тех больных, которым ранее неоднократно и несколькими врачами ставился диагноз психопатии.”

(Карл Леонгард, "Акцентуированные личности", под ред. В.М. Блейхер)

***

Можно заметить, что уважаемый судебный психиатр выразился еще очень дипломатично. Ему ли не знать, как в 70-е годы с легкой руки его московского коллеги, академика Снежневского, в рамках не каких-то там “неврозов” и “психопатий”, а целой “вялотекущей шизофрении” появились такие диагнозы, как “религиозный” и “кверулянтский” бред.

То есть, “лечению” в первом случае подлежали просто верующие люди, а во втором — “правдоискатели”. Ну, например, те, кто не мог смириться с несправедливостью — и писал жалобы во все советские и партийные инстации, добиваясь правды.

Понятно, что отправляли на принудлечение в “тюремные” (да и обычные тоже) психбольницы далеко не всех, но все равно, насколько легче становилось дышать чиновникам, если вместо содержательного ответа “наверх” после жалобы обиженного им человека можно было лишь неловко улыбнуться: “Ну что вы с шизофреника возьмете? Это ж болезнь такая…” И все — ничего исправлять не надо, все в ажуре.

Впрочем, обвинять в отнесении к “психическим заболеваниям” самых обычных, пусть и неудобных для окружающих проявления человеческой психики лишь советскую психиатрию было бы несправедливо. То же понимание религиозной веры как “невроза” было дано задолго до победы большевистской революции “отцом психоанализа” Зигмундом Фрейдом — в частности, в его работе “Будущее одной иллюзии”. Под “иллюзией” он, как несложно догадаться, подразумевал именно религию.

Ну а то, что делалось в малопочтенной области “карательной психиатрией” в “цитадели демократии” аккурат в период разгула “тюремных психушек” в СССР, блестяще описано в книге американского же автора Сэмюэля Чавкина “Похитители разума: Психохирургия и контроль над деятельностью мозга”.

Ну, а для детишек умные дяди-психиатры придумали еще одну “патологию” — “синдром дефицита внимания и гиперактивности”. Не его ли имел в виду уважаемый Зураб Кекелидзе, говоря о “школьной дезадаптации у 40% учащихся младших классов”? В самом деле, что с того, что само существование этого синдрома подвергается сомнению частью психиатров. И не без оснований — как раз нормальным детям свойственно предпочитать бегать, прыгать, играть, а не сидеть за партами и “грызть гранит науки”.

Разве что скоро все подрастающее поколение станет “детьми интернета”, способными сутками сидеть за экранами компов без сна и отдыха, тогда да, СДВГ, наверное, исчезнет — к радости родителей и учителей. Жаль, что на замену ему придут другие болячки: сколиоз, другие виды неврозов, просто запредельная физическая детренированность юных россиян.

***

А, может, не стоит искать психиатрическую патологию (даже в рамках “пограничной психиатрии”) там, где ее нет? Снова хочется дать слово В. М. Блейхеру из того же предисловия к книге Карла Леонгарда.

“Положение о том, что “в акцентуированных… личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд”, должно заинтересовать педагогов, психологов, родителей и руководителей предприятий, учреждений и правоохранительных органов.

Так, демонстративную личность не стоит ориентировать на занятия математикой. Может быть, ей лучше пойти на сцену, а при буйной фантазии и хорошем развитии интеллекта заняться написанием детективных романов.

Застреваемая личность может сделать неплохую карьеру или превратиться в склочника.

Педанту лучше поручить очень сложную ответственную работу, требующую четкости и пунктуальности, но не заставлять организовывать вечера отдыха, с которыми с большим успехом справилась бы гипертимическая личность с постоянным оптимизмом и склонностью быстро сходиться с людьми.

Экстраверта лучше послать на разведку или в поход по магазинам для выяснения, что где есть. Интроверту лучше дать конкретное поручение.

Эти примеры можно продолжить.”

(Карл Леонгард, "Акцентуированные личности", пред. В.М. Блейхер)

И правда, может, вместо того, чтобы таскать якобы “психически ненормальных” детей по психологам и психиатрам, родителям и педагогам лучше было бы попытаться использовать во благо их якобы “ненормальные” черты? Ну вон, в ряде западных стран школьные программы одинаковы лишь в начальных классах. А потом идет селекция^ кто-то идет в “гимназии” с прицелом на поступление в университет, кто-то — в школы с прицелом на аналоги российских ПТУ. А насиловать психику детей, не желающих учиться — это что-то вроде насильного обучения игре на скрипке.
***

Это если не считать другого непреложного факта. Ведь окажись информация от главного психиатра Минздрава насчет почти тотальной “эпидемии психических болезней” среди российских школьников абсолютной истиной, для принятия адекватных мер по данному поводу ни у образовательного, ни у медицинского ведомств просто нет ни сил, ни средств.

Ну, правда, кто будет заниматься помощью “психически больным” детям? Школьный психолог, один на несколько сот учеников? Школьный врач, который наличествует далеко не во всех детских учреждениях — и который обычно является педиатром, а не психиатром, а потому на законном основании будет бежать от перспективы “лечения психов” как от чумы? Или психиатр поликлиники — в количестве один-два на несколько десятков тысяч приписанного населения?

А мнимых “психов” в условной школе в 1000 учеников, по расчетам Зураба Кекелидзе — 700-800 человек. Добрый “педиатрический” участок в городе. Только такое количество детей детский врач обслуживает не одновременно — даже в период эпидемии ОРЗ. А тут, получается, в российских школах, которые с легкой руки минздравовских психиатров можно переименовывать в “Бедламы”, считанным специалистам придется “пахать, как Папы Карло”.

Если серьезно, то, как мне кажется, лицам, отвечающим за оказание психиатрической помощи населению, не стоит становиться в положение хрестоматийного мальчика из притчи, который постоянно кричал: “Волки! Волки!”, да так приучил односельчан к поднятию ложной тревоги, что при нападении настоящих волков на стадо никто даже и не подумал бежать на помощь горе-“алармисту”.

Вообще, фундаментальным принципом отделения нормы от патологии является в том числе и критерий распространенности того или иного проявления. И если это проявление начинает прослеживаться у 80% популяции, надо задумываться о задачах не лечебного, а философско-терминологического плана с выработкой более рациональных подходов к формулировке диагнозов, самого различения здоровья и болезни — вместо того, чтобы шокировать доверчивую публику ужасающей статистикой якобы “психического нездоровья” российских детей.

Николай Алексеев
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/society/rossiyskie-shkoly-nado-854/
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Re: Так ли страшен школьный черт?   Пт Ноя 13, 2015 8:42 am

Как практикующий психолог и психотерапевт, могу добавить, что даже в моем контингенте детей с объективными трудностями адаптации и вариантами отклоняющегося развития очень мало действительно тяжелых клинических случаев. В большинстве случаев у детей имеются лишь проблемы созревания нервной системы и несформированности комплекса школьной готовности. Большинство из них нуждаются в адекватной организации обучения, достаточном отдыхе и мирном домашнем микроклимате. Главная проблема в дефиците последнего. И этого дефицита никакая самая лучшая школа не компенсирует.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
 
Так ли страшен школьный черт?
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Кое-что важное о детях :: Новости о детях, семье, обществе-
Перейти: