Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Вчера в 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

» Memento mori. Как говорить с ребенком о смерти
Пн Окт 30, 2017 5:46 am автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Социально-психологическое сопровождение как форма работы с неблагополучной семьей

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1151
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Социально-психологическое сопровождение как форма работы с неблагополучной семьей   Чт Фев 23, 2012 6:43 am

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ,
КАК ФОРМА РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.


Филиппова Наталья Вячеславовна,

директор муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Автозаводского района городского округа Тольятти»


Социальное здоровье общества напрямую зависит от благополучия семьи. Семья по-прежнему остается одной из наших основных социальных, нравственных ценностей, ячейкой государства. К сожалению, в нашем обществе происходит деформация семейных связей, разрушение культа семьи. Следствием этого является глобальное снижение уровня здоровья населения и стрессоустойчивости к окружающей среде.
Семья нуждается в постоянной заботе и поддержке социальных служб и общественных организаций.
Отрадно, что в последнее время развивается и изменяется законодательство, расширяется правовая база деятельности социальных учреждений помощи семье и детям. Задачи, которые необходимо решать в настоящее время, это - формирование осознанного, ответственного родительства, стабильность брачно-семейных отношений, развитие духовного мира семьи, основанного на общечеловеческих ценностях и профилактика негативных социальных явлений.
Далеко не каждая семья может стать успешной. Исследования подтверждают тот факт, что современные семьи испытывают трудности не только в экономическом плане. В ряде семей ярко выражено выпадение одной или нескольких семейных функций, выявляется социальная незрелость супругов, недостаточность педагогических знаний, недостаточность родительского авторитета. Несмотря на проводимую государственную и региональную семейную политику, количество неблагополучных семей не снижается. Это семьи, где неблагополучие проявляется не только в асоциальных формах поведения родителей, но и даже в принципах и условиях функционирования семьи, формах взаимодействия родителей и детей, отношения семьи в целом к социуму.
Понятно, что без внешней помощи такая семья не сможет справиться с трудностями, а если и получится, то может быть потеряно время, которое сыграет не в пользу семьи.
Становится понятным, что в такой ситуации необходима работа, направленная на оказание помощи семье, т.е. внешняя помощь, помощь профессиональной службы комплексного сопровождения семей.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с данными семьями. Социальные службы, а именно центры социальной помощи семье и детям, активно используют такую модель помощи семье, как социально – педагогическое сопровождение семьи. Использование этой модели вызвано, прежде всего, необходимостью своевременного выявления причин, вызвавших социальное неблагополучие и определения комплекса мер по их преодолению, а также, систематического наблюдения за динамикой развития ситуации в семье в результате применения этих мер и предупреждения опасных для жизни и здоровья несовершеннолетних факторов.
Объектом воздействия в ходе социально – педагогического сопровождения являются не только члены семьи, но и ее ближайшее окружение. Это является неотъемлемой частью при проведении работы и получения положительных результатов, ведь известно, что окружающий семью микросоциум также влияет на формирование традиций, принципов, форм поведения семьи. В задачи специалиста входит установление контактов с семьей, выявление проблем трудной жизненной ситуации, в том числе неблагополучия, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами и оказании необходимой своевременной помощи.
Немаловажным в работе с неблагополучной семьей является и соблюдение следующих принципов:
- Принцип индивидуального подхода – осуществление реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
- Принцип взаимодействия — основополагающий фактор работы специалиста с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений подростков с семьей, предусматривающий сотрудничество друг с другом и взаимную связь.
- Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей, а также предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.
- Принцип законности предусматривает соблюдение законов и соответствующих им иных правовых актов в работе с семьей.
- Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей и воздействие на нее с учетом всех аспектов: экономических, социальных, духовных, психологических.
Социально – педагогическое сопровождение складывается из трех направлений: педагогическое, психологическое, посредническое. Рассмотрим названные направления работы.
1. Педагогическое направление. Включает в себя педагогическое просвещение родителей в области обучения и воспитания детей, формирование педагогической культуры и компетентности родителей, организацию семейного досуга.
2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями, жестокое обращение).
3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации жизнедеятельности семьи с позиции мотивации на получение внешней помощи и собственного участия членов семьи в ее получении. Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, специалистами. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Работая с семьей, специалист - социальный педагог либо специалист по социальной работе - выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей, а также взаимодействия со специалистом в целях достижения желаемого положительного результата и устранения факторов социального неблагополучия. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
В ходе социально – педагогического сопровождения, основной формой взаимодействия с семьей и контроля над ситуацией в семье, является социальный патронаж. В нормативных документах социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально – правовой и иной помощи. (п. 2.2.10 ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»).
Социально-педагогический патронаж: социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей. (п. 2.2.5.1 ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»).
В широком смысле этого понятия, сложившегося из практической деятельности, это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист, непосредственно осуществляющий сопровождение семьи, находится в ее распоряжении долгое время, постоянно посещает ее на дому, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий.
Работа специалиста в рамках социально – педагогического патронажа включает несколько этапов:
Этап Цель Задачи
1. Знакомство
(первичный приём) Определение необходимости и возможности работы с семьёй,
Оценка семейной ситуации
(асоциальная семья - пьющие родители, девиантное поведение подростков, конфликт супружеский, конфликт родительско – детский, жестокое обращение с детьми и т.д.).
2. Вхождение в семью Мотивация к длительной работе, повышение ответственности семьи Установление контакта, доверия членов семьи, изучение свойств личности, темперамента, характерологических особенностей членов семьи.
3.Сбор и анализ информации
Сбор полной информации о функционировании семьи, сопоставление материалов, полученных из иных источников. Установление причин социального неблагополучия, определение мер по оказанию помощи семье и учреждений для осуществления комплексного подхода в работе с семьей.
Составление индивидуально программы реабилитации.
4. Реабилитация Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших.
Реализация индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ИПР - форма ведения документации, содержащая сведения о семье, перечень социальных, педагогических, психологических и других услуг, а также план мероприятий по реабилитации семьи, определяющих стратегию и тактику работы с конкретной семьей (прим. автора).
6. Выход из семьи Стабилизация позитивных изменений Контроль ситуации в семье в течение необходимого времени.

Практика работы свидетельствует о том, социально – педагогическое сопровождение семьи, как форма работы с неблагополучной семьей, на сегодняшний день является эффективной формой взаимодействия специалиста и семьи, позволяющей не только держать ситуацию под контролем, но и получить конечный результат – социальное восстановление семьи.
Внешняя помощь дает возможным семье находить пути выхода из кризиса, при минимальном участии третьих лиц реализовывать свое право на социальные гарантии в области защиты семьи.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
 
Социально-психологическое сопровождение как форма работы с неблагополучной семьей
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Психология с детским акцентом - форум детских и семейных психологов Тольятти :: Копилка-арсенал детского и семейного психолога-
Перейти: