Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Мобильное приложение довело десятки российских школьников до больницы?
Сегодня в 7:30 am автор Admin

» Психологи: отцы чаще матерей "передают" детям депрессию
Ср Ноя 22, 2017 5:51 am автор Admin

» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Пн Ноя 20, 2017 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Народная проза Самарской Луки

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1154
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Народная проза Самарской Луки   Пн Фев 04, 2013 8:03 am

Народная проза Самарской Луки: Сборник Ю.К. Рощевского. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.К. Рощевского. - Тольятти: "Литературное агентство Вячеслава Смирнова", 2002

В книге впервые собраны и систематизированы произведения народной прозы региона, прилегающего к крупнейшей волжской излучине - Самарской Луке. Читатели имеют возможность воспринять Самарскую Луку как культурное пространство, имеющее свою специфику с древнейших времён. Эта территория не совмещается с какими-либо административными районами и расположена в приграничье нескольких поволжских областей и республик. Предания, волшебные сказки, народные новеллы, притчи и другие формы фольклора, а также полный справочный материал о каждом произведении и сопровождающие статьи позволят читателю по-новому увидеть этот уникальный регион России. Книгу с удовольствием прочитают и специалисты (фольклористы, географы, краеведы) и просто любители народной словесности.

НАРОДНАЯ ПРОЗА И САМАРСКАЯ ЛУКА

О чем эта книга

Эта книга – первая попытка издать народную прозу Самарской Луки. Кроме того это попытка акцентировать внимание читателей не на обилие или фонетическую точность представленных текстов, возвеличивающих общечеловеческие ценности, а на региональную специфику души сказительства, мотивов и фабул. Поэтому главная задача составителя обратить внимание на географические аспекты народных произведений. Этот сборник – своеобразный призыв и надежда на то, что благодаря ему особенности региональной традиционной культуры станут предметом изучения не только филологов, но и естественников, психологов, философов, методологов.

Здесь представлены произведения народного творчества достаточно разнородные текстологически: документальные фольклорные записи, в том числе записи, сохранившие фонетические особенности речи сказителей, перемежаются с записями корректных пересказов и сюжетов. Главным критерием отбора текстов была сохранность в них регионального менталитета, этических и эстетических установок сказителей.

Литературные переложения фольклора в книгу не включены как произведения, представляющие совсем другой пласт культуры. Если какой-то важный для понимания региона сюжет уже утрачен в своем фольклорном виде, мне приходилось, где это возможно, восстанавливать сюжет по литературным произведениям и поверхностным упоминаниям. Эта была достаточно трудная и кропотливая работа, потребовавшая дополнительных знаний региона.

Конечно, не включены в сборник и произведения, достоверность которых я ставлю под большое сомнение. Это относится, например, к сюжету о волшебном городе (подземном или заоблачном). Многочисленные публикации о нем в СМИ и художественной литературе последнего десятилетия мною никак не подтверждаются. Самаролукцы никогда не читавшие об этом ничего подобного не знают. Скорее всего, таинственный город на Самарской Луке – это чей то конъюктурный вымысел, своеобразная подделка под фольклор.

Из многих фольклоризмов художественной литературы пока не удалось выкристаллизовать народные первоисточники. Я надеюсь, что в будущем все же удастся пополнить список самаролукских народных сюжетов и эта книга станет своеобразным стимулом к работе регионалистов.

Разделы сборника весьма условны, они призваны помочь читателю почувствовать - как порой эфемерна классификация произведений народного творчества, как душевное состояние сказителя и слушателя могут изменить идейную сущность произведения. Например, откровенная насмешка и весёлость способны подвести к превращению сказки из предания, суеверного рассказа, нравоучения, легенды, авантюрной новеллы.

Первыми приведены докучки или докучные сказки. Именно с них часто начинается сказительский спектакль, когда слушатели пристают с просьбой рассказать сказку. Сказитель с помощью докучных сказок немного ломается, подшучивает над просителями. Наконец, в какой-то неуловимый момент после паузы начинается представление.
Спойлер:
 

Источник и ссылки на архивные файлы книги - http://art101km.ru/folk/luka/index.htm
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
Admin
Admin


Сообщения : 1154
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Re: Народная проза Самарской Луки   Пн Фев 04, 2013 8:28 am

Вы можете спросить, а каким боком эта книга может быть полезна детям? Конечно, для прямого чтения она не годится, это научный труд. Но, если взрослые сами не поленятся и прочитают ее, то найдутся и для детей вполне подходящие темы, например, как произошло то место, в котором живешь или побывал. Вот такие отрывки, в которых, пусть крохотные, но весомые кусочки истории родного края:

Начало села Бахилово

Мать мне рассказывала. Жили здесь татары сначала. Потом шли или ехали предки. Захотели поселиться на берегу Бахиловой поляны.
- А, видишь, тут вода рядом!
Испугались, что ихние дети утонут. Взяли, и на гору поднялись. Вот, и начали здесь жить.
Когда любовали эти места, они где-то здесь кашу варили. Ну, и так и остались, на каше. И место возлюбили. Стали жить мокшане.
Так или не так, не знаю.

Сказительница - Анна Куприяновна Казберова, мордовка-мокша, уроженка мокшанского села Бахилово (Самарская область, Ставропольский район, природно-культурный комплекс - Самарская Лука), 66-ти лет. Записал Ю.К. Рощевский в селе Бахилово 04 июля 1992 г. Впервые опубликовано в журнале "Город", № 4, 2001 г.

Начало села Севрюкаево

Сюжет. После болгар прислал сюда царь солдата чуваша Севрюкея. Он решил здесь поселиться. Севрюкей был силачом. Топор имел в три раза больше обычного. Когда лес рубил было слышно за три версты. Срубил он себе избу на берегу озера. Она держалась долго. Сорок лет назад еще люди знали, где стояла его изба.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
Admin
Admin


Сообщения : 1154
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: Re: Народная проза Самарской Луки   Пн Фев 04, 2013 8:56 am

Или вот из эпических мифов - история про Никитушку Ломова, волжского богатыря - она не оставит равнодушными большинство мальчишек, даже подсевших на черепашек ниндзя и Человека-паука:

Про Никитушку Ломова

1.

На Волге, в тридцатых годах, ходил силач бурлак, Никитушка Ломов; родился он в Пензенской губернии. Хозяева судов дорожили его страшной силой: работал он за четверых и получал паек тоже за четверых. Про силу его на Волге рассказывают чудеса; памятен он и на Каспийском море. Плыл он раз по этому морю, и ночью выпало ему быть вахтенным на хозяйском судне. Кругом пошаливали трухменцы и частенько грабили русских: надо было держать ухо востро. Товарищи уснули; ходит Ломов по палубе и посматривает; вдруг видит лодку с трухменцами, человек с двадцать. Он подпустил их вплоть; трухменцы полезли из лодки на борт, а Ломов тем временем, не будя товарищей, распорядился по-своему: взял шест, в руку толщиной, и ждет. Как только показалось с десяток трухменских голов, он размахнулся вдоль борта и смел их в воду. Другие полезли — то же. Те, что в лодке остались, пошли наутек, но и их Ломов; в покое не оставил: взял небольшой запасной якорь с кормы да в лодку и кинул. Якорь был пудов пятнадцать; лодка с трухменцами потонула. Утром на судне проснулись, он им все и рассказал.
- Что же ты нас не разбудил?
- Да чего,— говорит,— будить-то? Я сам с ними управился.

2.

В другой раз взъехал он где-то на постоялый двор, а после него обозчики нагрянули. Ему пора выезжать со двора, а те возов перед воротами наставили — ходу нет.
- Пустите, братцы,— говорит Ломов,—я раньше вас приехал, мне пора. Впрягите лошадей и отодвиньте воза!
- Станем мы,— говорят возчики,— для тебя лошадей впрягать! Подождешь!
Никитушка Ломов видит, что словами ничего не поделаешь; подошел к воротам, взял подворотню и давай ей возы раскидывать во все стороны. Раскидал и выехал.

3.

С одним купцом на Волге он хорошую штуку сыграл. Идет как-то берегом, подходит к городу (уездному). Стоит город на высокой горе, а внизу пристань. Вот идет он и видит: мужики около чего-то возятся.
- Чего вы, братцы, делаете?
- Да вот такой-то купец нанял нас якорь вытащить.
- За много ли нанялись?
- Да всего за три рубля.
- Дайте-ка я вам помогу!
Подошел, раза три качнул (а якорь не меньше как в двадцать пять пудов) и выворотил якорь с землей вместе. Мужики подивились такой силе. Бежит с горы купец, начал на Ломова и на мужиков кричать.
- Ты зачем,—говорит,—им помогал? Я тебя рядил?
Вынул вместо трех рублей один рубль и отдал мужикам. Те чуть не плачут.
- Будет,—говорит,—с вас!
Сам ушел домой. Ломов и говорит:
- Не печальтесь! Я с ним сыграю штуку; только после как деньги получите, водки мне штоф поставьте.
Взял якорь на плечо и попер его в гору. Навстречу баба с ведрами попалась (дело было к вечеру), увидала она Ломова, думала, что сам нечистый идет, вскрикнула и упала замертво. Ломов взошел на гору, подошел к купцову дому и повесил якорь на ворота. Вернулся к мужикам и говорит:
- Ну, братцы, теперь он и тремя рублями не отделается; снимать-то вы же будете! Смотрите, дешево не берите!
Мужики его поблагодарили и после большие деньги взяли с купца.

4.

На Волге, бывало, Ломов шутки с бурлаками шутил.
- Ну, братцы, кто меня перегонит? Идет на полштоф?
- Идет.
- Я побегу бечевой, под каждую руку по девятипудовому кулю возьму, а вы бегите порожние!
Ударятся бежать, и всегда Ломов выигрывал.

Да по ходу истории оговорки делайте, кто такие бурлаки и вахтенные, что такое паек и т.д. Можно спросить ребенка, а ты знаешь, что это? И объяснить, если он не против.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
 
Народная проза Самарской Луки
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» народная целительница
» Притча о неправедном домоуправителе, Евангелие от Луки, глава 16
» Детский сад №101(г.Оренбург,ул. Народная, 18/1)
» Валерий Табачников. РАДА. Христианская проза
» Афоризмы, цитаты, изречения, высказывания. Народная мудрость.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Семья как таковая :: Эковыбор-
Перейти: