Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Уволенную за показ детям фильма «Оно» учительницу поддержала детский омбудсмен
Вс Окт 15, 2017 6:18 am автор Елена Прудиус

» Записки одной молодой учительницы - о сотрудничестве с плюшками и без них
Вс Окт 15, 2017 5:43 am автор Елена Прудиус

» Для чего учителю второй телефон и еще кое-что о них
Вс Окт 15, 2017 5:38 am автор Елена Прудиус

» Как растить ребенка без бабушек и нянь
Пт Окт 13, 2017 4:07 am автор Елена Прудиус

» Как развлечь ребенка, если под рукой нет игрушек? Показываем.
Ср Окт 11, 2017 5:55 am автор Елена Прудиус

» Дети алиментщиков, которые скрываются больше года, смогут получать пенсию по потере кормильца
Ср Окт 11, 2017 5:53 am автор Елена Прудиус

» В России на уроках физкультуры за год умерли 211 школьников
Вт Окт 10, 2017 4:01 am автор Елена Прудиус

» Из мамы лезет крокодил
Пн Окт 09, 2017 4:12 am автор Елена Прудиус

» В Туве старшеклассник на лету поймал брата, упавшего с третьего этажа
Вс Окт 08, 2017 2:15 pm автор Елена Прудиус

» О первой любви и секспросвете
Вс Окт 08, 2017 5:50 am автор Елена Прудиус

» В России сформировалась новая опасная молодежная субкультура, известная под аббревиатурой АУЕ (арестантский уклад един)
Сб Окт 07, 2017 7:08 am автор Елена Прудиус

» Детям вход запрещен!
Сб Окт 07, 2017 5:22 am автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 67619600 0092659946

Поделиться | 
 

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ ГРУППЫ РИСКА КАК ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin


Сообщения : 1145
Дата регистрации : 2011-11-14

СообщениеТема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ ГРУППЫ РИСКА КАК ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА    Ср Янв 11, 2012 6:33 am

Ланцбург М.Е. Психологическая поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства /Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг./Науч.ред. Н.Ю. Грачева.-М.:Старполиграф, 2011, с.489–496.

Родительская сфера личности, обеспечивающая реализацию родительской деятельности, проходит долгий путь становления от рождения ребенка до беременности, и продолжает свое формирование в беременности и после рождения ребенка.

Родительская сфера личности обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение потребностей женщины в материнстве и, с другой стороны, направлена на обеспечение потребностей ребенка.

Ребенок нуждается в удовлетворении потребностей трех уровней: биологических - в обеспечении условий (среды, питания) для естественного созревания, социальных - в социальном становлении личности, освоении социальных ролей, индивидуальных — становлении своего «Я», индивидуализации.

На начальном этапе развития ребенок не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, он нуждается в непосредственном постоянном участии взрослого. Взрослый создает условия для реализации потребностей ребенка. Важно оценить готовность взрослого к родительской деятельности.

Cистемный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери:

1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир».

2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

4. Операциональный: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

5. Психофизиологический: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции. При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком. Принцип привлечения ресурсов: от более близко стоящих к матери к более отдаленным.


Цель психологического сопровождения родителей — содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери, в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества.

Матери, не способные в силу тех или иных жизненных обстоятельств, заботиться о ребенке, составляют группу риска по девиантному материнству.

Среди матерей группы риска особую когорту составляют юные матери.

Факторы дефицита ресурсов у юной матери

· решение конкурирующих задач в соответствии с ведущей для данного возраста деятельностью – простраивание отношений со сверстниками, профессиональное становление, образовательная деятельность.

· неустоявшиеся отношения с отцом ребенка,

· эмоциональная и личностная незрелость,

· незавершенная сепарация от родителей,

· несамостоятельность в жилищных и финансовых вопросах


Цель работы с матерями группы риска – оказание поддержки женщинам в трудной жизненной ситуации, профилактика отказов от детей и других форм жестокого отношения к ним.


Принципы работы с матерями группы риска:

· соответствие содержания поддержки потребностям матерей, которые представляют собой крайне разнородную группу,

· избегание стигматизации матерей группы риска,

· поддержка переживания собственной компетентности матерей,

· гибкость в применении методов воздействия, избегание прямого давления.

Задачи сопровождения матерей:


Личностный ресурс:

· Содействие формированию субъектно-ориентированного отношения к ребенку с начала его жизни.

· Содействие укреплению уверенности родителя в себе, принятию им родительской позиции (ответственности за ребенка, в том числе за выбор стратегии, средств и методов воспитания ребенка).

· Помощь в преодолении конфликта в родительской сфере личности.

Эмоциональный ресурс:

· Помощь в раскрытии чувств, принятии чувств в их амбивалентности.

· Содействие пробуждению интереса к ребенку, отзывчивости к его состояниям и потребностям.

· Оказание эмоциональной поддержки матери, содействие налаживанию контакта с ребенком и развитию родительской интуиции.

· Содействие формированию психологических средств взаимодействия с ребенком (обучение языку эмоционального сопровождения).

Когнитивный ресурс:

· Формирование адекватных представлений о родительстве, готовности принимать трудности и действовать в условиях неопределенности.

· Содействие формированию гибкости поведения, умения принимать решения «здесь и сейчас», отказ от жестких установок, идущих от собственных родителей или продиктованных «авторитетными лицами».

· Обучение прогнозированию последствий того или иного стиля взаимодействия с ребенком, содействие выработке оптимальной стратегии поведения с учетом возраста и индивидуальности ребенка.

· Обучение принципам проведения развивающих занятий и играм с детьми раннего возраста.

· Ознакомление с базовыми психологическими потребностями ребенка (в общении и новых впечатлениях), критериями психологического здоровья ребенка (спонтанность, любознательность, жизнерадостность) и факторами их формирования.

· Принципы выбора дошкольного учреждения. Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ и помощь родителей в адаптации к условиям ДОУ.

· Содействие грамотному построению отношений со службами и специалистами, которые могут быть полезны семье.

Операциональный ресурс:

· освоение практик обращения с младенцем

· обучение взаимодействию и занятиям с ребенком

Психофизиологический ресурс:


В целях профилактики переутомления и эмоционального выгорания матери:

· ознакомление с рациональной организацией труда

· и рабочего пространства при уходе за младенцем,

· формирование практических навыков применения

· различных методов саморегуляции,

ориентация семьи на оказание поддержки матери


Методы работы с матерями

· интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры

· поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами),

· диалог,

· психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции,

· телесноориентированные техники,

· просмотр и обсуждение видеоматериалов,

· арттерапия,

· пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды

· библиотерапия,

· совместные чаепития,

· мини — сочинения.

· активизация ближайшего социального окружения,

· эмоциональная поддержка,

· содействие организации сетевой поддержки.

Оценка качества поддержки проводится по следующим параметрам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОДДЕРЖКИ

1. По источнику

1. Семейная

2. Социальное окружение

3. Сетевая (люди с аналогичными проблемами)

4. Общественные институты

5. Государственные институты

2. По характеру помощи


1. Эмоциональная (отклик на уровне чувств: разделение чувств и поддержка)

2. Оценочная (подкрепление)

3. Инструментальная (операциональная)

4. Информационная

5. Материальная

6. Финансовая


Адекватная поддержка - это поддержка, отвечающая по содержанию потребности матери и предоставляемая в той форме, которая может быть позитивно воспринята матерью.

Избыточная поддержка – поддержка, при которой лицо, помогающее женщине, подменяет ее собой, фактически мешая ей выполнять родительские функции.

Недостаточная поддержка – поддержка, не восполняющая в полной мере дефицит материнских ресурсов.

Амбивалентная поддержка – поддержка, при которой, с одной стороны, поддерживающее лицо восполняет дефицит материнских ресурсов, а, с другой, делает это в такой форме, которая вызывает у матери негативные

Литература

Ланцбург М.Е. Деятельность материнских центров по профилактике отказов от ребенка (на примере центра «Шармиран», Гренобль, Франция) // Электронный журнал Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/index.shtml

Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. – C. 15–26

Ланцбург М.Е. , Арчакова Т.А. «Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова — M.:МГППУ, 2007. — C. 133–141

Ланцбург М.Е. Психологическая служба поддержки беременных женщин и молодых родителей // «Психологическая наука и образование». 2004. № 3

Источник - http://www.psymama.ru/articles/sovremennye_podkh.html
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://www.deti03.com
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ ГРУППЫ РИСКА КАК ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: Психология с детским акцентом - форум детских и семейных психологов Тольятти-
Перейти: