Странички детского психолога-психотерапевта из Тольятти Елены Прудиус
 
ФорумФорум  ПорталПортал  КалендарьКалендарь  ГалереяГалерея  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  ПользователиПользователи  ГруппыГруппы  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Поделиться
Ваш комментарий ВКонтакте
Последние темы
» Почему бы тебе просто не закрыть дверь?
Сегодня в 6:38 am автор Admin

» Взгляд чайлдфри на свободу от детей
Пн Ноя 13, 2017 5:28 am автор Елена Прудиус

» Послеродовая депрессия у молодых отцов гораздо опаснее, чем считается
Пн Ноя 13, 2017 5:20 am автор Елена Прудиус

» В плохом сне детей «виноваты» мамы
Пн Ноя 13, 2017 5:11 am автор Елена Прудиус

» В Кемеровской области школьница спасла потерявшегося мальчика
Пн Ноя 13, 2017 5:07 am автор Елена Прудиус

» ASMR - мамин голос из детства?
Ср Ноя 08, 2017 7:38 am автор Елена Прудиус

» Маша и Майя - две большие разницы
Ср Ноя 08, 2017 7:00 am автор Елена Прудиус

» Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета
Вс Ноя 05, 2017 6:41 am автор Admin

» Гейтс и Джобс растили детей вдали от технологий
Сб Ноя 04, 2017 5:46 am автор Admin

» В школы хотят вернуть психологов
Сб Ноя 04, 2017 5:42 am автор Admin

» Интернет-игры с наркотиками оборачиваются реальной зоной от 5 до 10 лет
Чт Ноя 02, 2017 4:26 am автор Admin

» Memento mori. Как говорить с ребенком о смерти
Пн Окт 30, 2017 5:46 am автор Елена Прудиус

Окна сайта
О проекте - Все о детях плюс детская психология

У автора - авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве

У автора - вещие сказки, сказочные вещи, сказочные уроки и сказкотерапия

У автора - игры и игровая терапия

Консультация детского психолога в Тольятти

Мир изнутри - глазами детей и подростков

Сопровождение роста и развития ребенка

Здоровье и профилактика его нарушений

Детская безопасность

Витамины детского развития – сказки, игры, творчество

Материал для развивающих занятий

Проблемы, семейные и детские, их решение, психология семейной жизни

Подростки и их родители

Культура в жизни семьи и ребенка

Дошкольные учреждения и ребенок

Школа и наши дети

Ребенок с особыми нуждами, его развитие

События в тольяттинском центре иппотерапии Живой мир

Детским психологам Тольятти

Православная психология семье и детям
Навигация по Тольятти
Что есть в Тольятти для детей, подростков, молодежи

Телефоны доверия в Тольятти

Тольяттинские ресурсы для детей с проблемами здоровья и инвалидов

Тольяттинское интернет-сообщество счастливых родителей ТОЛМАМА

Слингомамы-слинговстречи в Тольятти

Спортивные секции и клубы для детей в Тольятти

Клуб инициатив Тольятти

Центр изучения ушу и цигун У Дэ

Центр психолого-медико-педагогического сопровождения развития детей

Городской центр Семья

Дом молодежных организаций Шанс

Тольяттинский краеведческий музей

Социальный приют для детей и подростков Дельфин

МУ Центр доп.образования детей и подростков Альянс

Психолого-педагогический центр и ПМПК

Психоневрологический диспансер для детей и подростков

Поддержка проекта
410011997758485 - номер Яндекс-кошелька, карта "Маэстро" СБ России - 63900254 9005918833

Поделиться | 
 

 Форум добровольцев - 2012 в Тольятти. Что могут вешние воды?

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Елена Прудиус

avatar

Сообщения : 1080
Дата регистрации : 2011-11-15
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Форум добровольцев - 2012 в Тольятти. Что могут вешние воды?    Пт Окт 11, 2013 5:26 pm

6 ноября 2012 года состоялся областной молодежный добровольческий форум «Радуга добрых дел». Собственно, добровольцы собрались еще 2 ноября, и волонтерские десанты сразу разъехались по разным точкам нашего города, в которых возникла потребность в помощи. В частности, трудились на территориях центра иппотерапии «Живой мир» и больничном отделении сестринского ухода. В «Живом мире» молодежная бригада серьезно поработала, очистив прилегающую к манежу территорию леса от упавших деревьев. После обеда добровольцы учились на семинарах и мастер-классах, проведенных силами города и области, а также – коллег из Польши и Германии.
Форум проходил в рамках проекта «Добрая среда» под мощной эгидой министерства социально-демографической и молодежной политики Самарской области, и при поддержке департамента по делам молодежи Самарской области, комитета по делам молодежи мэрии г.о. Тольятти, ГБУ Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики».
Молодежь съехалась со всей области, были серьезно представлены и тольяттинцы, в основном из ДДТ, добровольческого движения Тольятти, а также – волонтерскими организациями наших ВУЗов.
На форуме обсудили следующие вопросы:
- «Добровольчество пожилых»;
- «Личная книжка волонтера. Для чего она нужна?»
- «Волонтеры для спортивных мероприятий»;
- «Проблемы формирования информационного пространства для развития добровольчества»;
- «Что сегодня могут сделать добровольцы кроме благоустройства и помощи по дому?»
- «Юридические основы добровольческой деятельности».

Что могут вешние воды?
Конечно, за такой полагающейся событию афишей всегда стоит вопрос: «что привело всех этих молодых людей в заведомо недоходный, материально невыгодный вид деятельности?» Какова их мотивация помогать другим людям, благоустраивать их жизнь? Этот вопрос был неоднократно задан, ответы на него звучали в основном так: «хотим делать добро, приносить пользу». Звучит вполне шаблонно, но таким образом и появляются шаблоны, штампы и мемы, оттого, что невозможно проще и короче назвать суть явления.
Писателю-фантасту Рэю Бредбери принадлежат слова: «Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников». Это одна сторона медали. Детям и молодым природа дала силы в избытке, бьющие через край. Они как могучие вешние воды могут прорвать плотину или вырабатывать электрический ток. На что они пойдут – на созидание или разрушение – вот в чем главный вопрос. Они льют свои воды на наши социальные мельницы и турбины, если мы их построили для них. Извечная борьба добра и зла – она актуальна сегодня, как и всегда. Добровольцы выбирают добро, мельницы и турбины – так им лучше, они выбирают позицию ответственных и заботливых хозяев своей жизни, своей среды обитания, важной частью которой являются другие люди. Можно сказать, что им присуще экологичное мышление и, если вспомнить Чернышевского, практика разумного эгоизма.
Другая сторона феномена связана с потребностью человека в вечной жизни, в уверенности, что за гранью смерти будет еще что-то. Так скажут философы или психологи, а фантаст Бредбери написал так: «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или картину, выстроенный тобою дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жить». Вряд ли большинство волонтеров всерьез задумываются о таких серьезных вещах, людей чаще всего ведет их интуитивное ощущение глубинной потребности.

Из истории добровольчества.
Да и нового, по сути дела, нет в современном добровольческом движении, разве что формы. Во все времена в тяжкие для родины дни возникали добровольные ополчения и партизанские отряды, всем миром строились храмы и просто дома для молодых семей. Вместе всегда было легче выжить и веселее жить – это очень просто. Это основа коллективистической культуры как альтернативы индивидуалистической культуре человека одиночки, которому другой человек – волк.
Еще недавно была широко известна пословица «хочешь жить – умей вертеться», сегодня все чаще приходит в голову – «хочешь жить – умей кусаться». Но в завтрашнем дне мы окажемся, только если поймем: «хочешь жить – умей общаться». Суть добровольчества – быть и действовать вместе. Причем, не только работать, но и отдыхать. Это еще один сильный мотив молодых добровольцев – «мы славно поработали и славно отдохнем!»
Предыстория волонтерского движения в нашей стране связана с тимуровским движением. Справка из БСЭ: «это массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. — действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
В годы Великой Отечественной войны 1941—45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов».
К последнему слову будет добавлено, что в Тольятти уже много лет существует и работает детская организация «Пионеры Тольятти» при МОУ «Диалог», центре внешкольной деятельности, а также – Движение Добровольцев Тольятти.

Полезные призраки прошлого.
Опыт наших добровольцев показал живучесть полезных элементов нашей истории, которые чуть было не выкинули целиком вместе с памятниками Ленину. Разумный человек не может не понимать, что всякое явление непременно имеет две стороны, как медаль, и советское время оставило нам не только память о Гулагах.
Образ «Ленин на субботнике» - прекрасная модель совместного труда независимо от табели о рангах. А, если заглянет еще глубже в нашу историю, то и Петр Великий не гнушался простым и тяжким физическим трудом наравне с крестьянами.
Трудовое воспитание А.С. Макаренко – ему просто нет никакой альтернативы. Труд действительно создал человека, и неважно, из обезьяны или посредством эволюции космических семян разума, потому что мы видим, как отсутствие привычки к труду и паразитический образ жизни в самые кратчайшие сроки человека разрушает. Надо понимать, что привычка эта формируется очень рано, в семье, потом поддерживается в школе, поэтому нам придется быть очень внимательными к попыткам введения в нашей стране ювенальных практик, основанных на так называемых правах детей, одно из которых запрещает взрослым «использование детского труда». Остается выразить надежду, что наши партии и правительство совместно с народным вече способны выработать разумную доктрину прав ребенка, а не использовать плохую кальку.
Тимуровское движение – смысл его наследия в том, что оно иллюстрирует более позднее открытие психологами сензитивного периода становления чувства эмпатии, способности к сопереживанию. Исследования Ладислава Пожара и коллег в 90-х годах обнаружили, что эмпатия начинает интенсивно развиваться примерно с 10 лет и достигает максимума к 18 годам, потом постепенно снижается до уровня до 10 лет за счет преобладания иных мотиваций, связанных с образованием, профессиональным становлением, созданием собственной семьи. Из этого ясно, что корни добровольчества и экологичного мышления в средней школе, там и надо их окучивать.

Жемчужная метафора добровольчества.
Сколько лет может понадобиться для того, чтобы основная масса людей стала мыслить экологично и объединила свои позитивные усилия, направленные на спасение и развитие своей окружающей среды? Ведущий форума Юрий Майстровский привел очень удачную метафору роста жемчужины в раковине, на который уходит двадцать лет, а то и больше. Еще один приведенный на обсуждениях пример об английском опыте интеграции людей СОВ в широкий социум прозвучал в унисон – на этот процесс в цивилизованной стране ушло примерно тридцать лет. Вряд ли у нас будет скорее, ведь, по сути дела, надо воспитать хотя бы одно поколение детей, детей нынешних молодых волонтеров, которые захотят жить в том же направлении, что и их родители.

Волонтерство как подмена госуслуг.
Одна из проблем, поднимавшихся на форуме и вызвавшая серьезный резонанс, это волонтерство как подмена гарантированных госуслуг, дублирование деятельности организаций, финансируемых государством, например, служб социальной поддержки, ЖКХ, лесного хозяйства. Получается, кто-то получает за работу деньги, но с работой не справляется, и тогда на помощь приходят бесплатные волонтеры. Надо сказать, что госслужбы никогда не справлялись со всем объемом своих обязанностей, поэтому всегда существовали юные дружинники, а американские скауты привлекались к поисковым работам полиции и ФБР, в общем, молодежь проходила своеобразную стажировку у специалистов своего дела и, таким образом потихоньку собирала свой багаж практического опыта. Институт ученичества один из самых древних. Ученик издревле получал знания и опыт за стол и кров, не более того. Если мыслить исторически, то нет проблем.

Личная книжка волонтера и интересы работодателя.
На форуме прозвучал резонный вопрос: « а может ли личная книжка волонтера» с записью его добрых дел быть серьезным аргументов в его пользу при встрече с работодателем? Присутствующие молодые юристы выразили сомнение в этом и предложили идею настоящей трудовой книжки взамен волонтерской – тогда и стаж пенсионный пойдет. Сами понимаете, этот вопрос может стать только запросом в законодательные органы, что, возможно, будет одним из результатов форума. А пока можно порадоваться реалистичности мышления молодых волонтеров, которые не только в небесах добрых дел витают, но и о своем завтрашнем дне заботятся. А кто лучше может позаботиться о тебе, если ты сам этого не сделаешь? Парадокс добровольчества или все же это нормально – делать добрые дела и себе и людям?

О благодарности благополучателей.
Еще одна волонтерская проблема – эмоциональная. Сильным стимулом добровольца является выражение благодарности как подтверждение полезности, нужности его работы, а она не всегда имеет место. К сожалению, но это так. Помогая старикам и пожилым, надо иметь в виду особенности их инволюционирующей психики, не всегда адекватное поведение, когда пожилой человек даже не вполне понимает, что ему пришли помогать, у многих развивается подозрительное отношение ко всем «помощникам». Им нужно время, чтобы поверить в чистые намерения новых людей, ведь их житейский опыт нередко трагичен, замешан на давнем одиночестве.
Помогая людям с инвалидностью, надо понимать, что нередко человек СОВ находится в состоянии депрессии, крушения прежней картины мира и системы жизненных ценностей. Обида на жизнь может разуверить в людях и отношениях, недовольство может настолько доминировать, что человек не находит в себе душевных сил быть благодарным. Работая с инвалидами с детства, мы нередко сталкиваемся с их привычкой получать и потреблять, но не проявлять собственную инициативу, в таких случаях человек получает благо, как нечто само собой разумеющееся и не испытывает потребности благодарить.
Только, если ведущая мотивация волонтера основана на сочувствии бедственному положению и готовности терпеливо относиться к развитию отношений, тогда удовлетворение от работы может быть достаточным. Что можно конкретно делать в таких случаях?

О работе с расширенной семьей, соц. поддержкой и патронат религиозных общин.
Продолжая тему оказания помощи людям СОВ, обратимся к опыту. Если кто-то остается один на один с пожилым или больным человеком, то может быть только два варианта позитивного развития событий.
Первый - человек становится нашим близким другом в силу своего хорошего характера, способности к сочувственности и благодарности, и тогда для него не жалко ни времени, ни усилий. Такие примеры весьма редки, и родителям, воспитывающим ребенка с инвалидностью, надо сделать все возможное, чтобы научить его быть благодарным за все, что дает ему мир и люди, счастливым уже от небольшого участия в своей жизни, внимательным к нуждам других людей. Иногда благодателю важно просто услышать простые вопросы от своего благополучателя: «А как у тебя дела? Как твои близкие? Хочешь поговорить об этом?» Или получить пару «лайков» от него на своей странице в соц. сетях. Есть истории людей-инвалидов, почти полностью обездвиженных, но становящихся центром паломничества остальных членов семьи и соседей просто в силу их неистребимого интереса и внимания к жизни людей вокруг себя. В ребенке можно много воспитать, если родители понимают, что чем слабее тело, тем выше должен быть дух.
Перейдем ко второму варианту. Не все могут быть очень симпатичными и притягательными личностями. Нередко физический дефект меняет в худшую сторону и характер человека, и часто душевная травма столько же серьезна, как ампутация конечности или перелом спинного хребта. А люди с ментальной инвалидностью (умственная отсталость, аутизм, шизофрения) просто сходу не понятны другим людям и требуется много времени и терпения, чтобы научиться говорить на одном с ними языке.
В одиночку отношения с такими людьми могут загнать нас в тупик, особенно, если человек одинок и изолирован от общения с родственниками и соседями, а тенденция к социальной изоляции в наши дни усиливается, и не только по отношению к людям нездоровым. Тогда необходимо заручиться связями и сотрудничеством, во-первых, с госструктурой, службой соц. поддержки, работники которой более, чем волонтер, компетентны в своих обязанностях. Во-вторых, надо сделать все возможное для того, чтобы восстановить родственные связи человека. Опыт показывает, что людей нередко жизнь очень далеко (даже если живут в одном городе) разбрасывает и отшибает родовую память и мотивацию на общение. Своя рубаха ближе… Это естественно и понятно. Лучше всего людей вновь связывают особенно важные события – рождение детей, свадьба, тяжелая болезнь, смерть общего родственника и соответствующие ритуалы, на которые собираются всей родней. Тогда можно помочь человеку сделать еще один шаг навстречу своим отдалившимся близким, поздравить с рождением или свадьбой, соболезновать в горе.
Можно также всегда иметь в виду активность религиозных общин, если человек с инвалидностью верующий. Тогда он может получить пастырское окормление и помощь других прихожан. В нашей стране этот компонент (на глазок) развит слабовато, но можно иметь его в виду.
Кроме того, добровольческая организация не является единственной, например, в нашем городе есть и ДДТ и «Пионеры Тольятти», и волонтерские корпуса ВУЗов – ТГУ и ВГУС. В сложных случаях можно прибегать к волонтерскому партнерству.

Принцип волонтерской взаимопомощи.
Это важный принцип успешности интеграции людей СОВ в широкий социум. Пояснение: люди СОВ тоже могут являться добровольцами в посильном для них деле. Побуждение и поощрение их собственной активности в высшей степени полезно не только и не столько тем, для кого инвалид что-то сделал, сколько для него самого. Например, в центре иппотерапии «Живой мир» на одной из предновогодних елок дети на артмастерской наряжали елку игрушками, сделанными совместно с родителями. Конечно, кто-то мог только мазнуть клеем или краской по игрушке в силу проблемной моторики, придержать край бумаги или нитки, но они участвовали и делали всё, что могли, а потом увидели елку с рукотворными игрушками. Мастерскую назвали «Сами елку наряжали дедушке Морозу», потому это был детский подарок деду, от которого обычно ждут подарков.
Нынешним летом дети центра принимали участие в покраске детской игровой площадке возле лесного манежа. Это тоже доставило им много радости. А на последней встрече родителей центра одна мама сказала: «А ведь моя уже могла бы и мусор собирать на субботнике». А почему бы и нет? Следующим пунктом детских добрых дел так и будет общий субботник по благоустройству территории.

Подведем итог.
В этом материале удалось осветить только некоторую часть рассмотренных вопросов, он так же не претендует на полную объективность, в нем использована возможность поделиться собственным опытом за пределами форума. И нужно сказать, что собрал он много хорошей, активной молодежи и их взрослых, опытных наставников. Их будет больше, потому что они живут очень интересной и полезной жизнью. Их труд пока не стал простой галочкой в отчетах госструктур, пусть он развивается как народное движение, как национальная идея. Тогда поживем и увидим, каковы будут плоды.

Елена Прудиус, 2012.
Вернуться к началу Перейти вниз
Посмотреть профиль http://eprudius.narod.ru/
 
Форум добровольцев - 2012 в Тольятти. Что могут вешние воды?
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Новая военная доктрина России
» 212-00 справочная служба
» Киевляне, отзовитесь!!! Нужна помощь
» Выбираем новую школу в 7 класс...
» Утепление стен,квартир

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
На стороне ребенка :: У автора :: Авторские статьи, заметки, комментарии, рецензии и репортажи о детях и детстве-
Перейти: